Рыночная система является удачным механизмом координации действий отдельных производителей и достижения оптимальной структуры производства.
Но, увы, рыночная система не всесильна. Существует несколько проблем, которые она не может решить совсем или может решить крайне плохо. В этих случаях говорят о несостоятельности рынка. Какие это проблемы?
Во-первых, рыночная система не может обеспечить производство некоторых благ (или может обеспечить очень плохо). Во-вторых, действие рыночной системы может нанести вред отдельным людям или всему населению. В-третьих, рыночная система не может организовать сама себя (даже для стихийной самонастройки необходимо создать "правила игры", которые не должны нарушать независимые производители и потребители). Все эти случаи несостоятельности рынка и приводят к необходимости государственного вмешательства в дела хозяйства.
Внешние эффекты
Кроме того, что рынок не может обеспечить население некоторыми благами, он может нанести вред всему населению или отдельной его части, если будет производить в качестве "побочных продуктов" антиблага, имеющие для потребителей антиполезность.
Внешним эффектом называется воздействие, которое оказывает производство или потребление одного блага на производство или потребление другого.
Как правило, внешние эффекты возникают из-за того, что какие-то материальные результаты процесса производства или потребления распространяются за пространственные пределы фирмы или домашнего хозяйства.
Внешний эффект может быть антиблагом, если он оказывает неблагоприятное воздействие на потребление или производство.
Представьте, что фирма, которая занимается обжигом кирпичей, выбрасывает в атмосферу большое количество чёрного дыма. В этом случае она может нанести вред фирмам, находящимся неподалёку и занимающимся производством благ, которому может помешать этот дым (например, производством продуктов питания). Если неподалёку от этого завода находятся жилые дома, то такое же отрицательное воздействие может быть оказано на белье, которое домохозяйка решила высушить на открытом воздухе.
Обратите внимание: "вредное" производство кирпичей осуществляется по желанию потребителей (предъявляющих спрос на дома, которые строятся из этих кирпичей). Рынок честно обеспечивает производство этих домов, но побочным результатом этого является вред, наносимый потребителям и фирмам.
Внешний эффект может быть благом, если он оказывает благоприятное воздействие на производство или потребление. Например, если одна фирма занимается разведением пчёл, а другая фирма неподалёку выращивает яблоки, то обе фирмы оказываются взаимно полезными. Пчелы первой фирмы будут собирать нектар на деревьях второй фирмы и при этом будут увеличивать урожай яблок за счет более качественного опыления.
Рисунок 1.
Создаваемые фирмами внешние эффекты в большинстве случаев являются антиблагом, так как практически невозможно выбросить в атмосферу что-то, улучшающее её качество (для населения важно именно ее природное состояние), или создать приятный шумовой эффект.
Цели государственного регулирования в сфере хозяйства включают:
- повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;
- обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;
- стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;
- гарантированное снабжение внутреннего рынка;
- забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".
Кроме того, внешние эффекты могут возникать непосредственно между процессами потребления. Они могут быть благоприятными - например, потребитель, слушающий приятную музыку, которая нравится его соседям, или собирающий во дворе опавшие листья, которые нужны ему для удобрения цветочной клумбы, но мешают ходить всем остальным жителям окрестных квартир. А могут быть и неблагоприятными - например, потребитель, слушающий музыку, которая не нравится его соседям, или выгуливающий во дворе собаку, которая гадит где попало.
Рынок не в состоянии устранить неблагоприятные внешние эффекты, так как не может назначить плату за их "непоявление". Во-первых, в некоторых случаях предотвращение выброса просто невозможно без прекращения производственного процесса вообще. Фирма может не согласиться на это, так как выпуск блага приносит ей большую прибыль. Во-вторых, предотвращение внешнего эффекта или хотя бы его сокращение может потребовать больших затрат. Даже если это выгодно многим потребителям или фирмам, рынок не сможет организовать сбор денег на это, так как устранение внешнего эффекта схоже с общественным благом.
Необходимость защитить любого потребителя или фирму от антиполезных внешних эффектов является ещё одной причиной вмешательства государства в хозяйство.
Общественные блага
Существует определенный тип благ, обладающих свойствами, которые не позволяют рынку обеспечить их производство.
Общественными благами называются блага, которые не могут быть предоставлены отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам хозяйства.
Рисунок 2.
Это определение означает необходимость выполнения двух условий. Во-первых, величина затрат не зависит от количества пользователей. Если еще один человек начинает потреблять благо, это не требует осуществления дополнительных затрат.
Во-вторых, невозможно исключить отдельного человека из потребления этого блага, так как общественное благо может потребляться множеством потребителей одновременно (действует так называемая неисключаемость потребителей).
Классическим примером общественного блага является маяк, который дает ориентир судам, находящимся в окрестностях берега. Если зажечь маяк, то ВСЕ суда, какие бы ни оказались возле этого берега, получат возможность пользоваться его "услугами".
Если появится еще одно судно или несколько судов, это ничего не изменит в условиях производства и потребления этой услуги (новые потребители не помешают пользоваться этой услугой прежним потребителям и не увеличат затраты на ее производство).