Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценовая дискриминация в России

Предпосылки дискриминации по ценам

Определение 1

В современных условиях часто возникают ситуации, в которых одна и та же продукция реализуется по разной стоимости для разных покупателей. Это явление называется ценовой дискриминацией.

Главной причиной, выравнивающей цены, является конкуренция. Между собой находятся в конкурентной борьбе продавцы, предлагающие покупателям выгодные варианты. Конкурируют и покупатели, пытаясь приобрести отдельные товары на наиболее выгодных условиях. Также конкуренция существует между покупателями и продавцами. Поведение каждого из них влияет на весь рыночный механизм, в следствие чего все участники рынка договариваются между собой, согласуют свои возможности и интересы.

Все моменты, которые могут помешать какому-либо направлению отношений при конкуренции, а также разорвать единое целое конкурентного пространства, создают предпосылки для действия ценовой дискриминации. Основными из них являются:

  1. Возникновение ценовой дискриминации происходит на основании реальных противоречий в рыночном механизме. Особенность функционирования рынка – это единое усредненное значение, наиболее представительный уровень, к которому приведены все индивидуальные оценки и возможности. В рыночной среде все на равных, однако, общая кривая спроса скрывает объединение различных индивидуальных оценок ценностей клиентов при разных возможностях в плане бюджета. Это говорит о том, что всегда существуют такие покупатели, которые готовы заплатить больше единой рыночной цены за те же объемы товаров.
  2. Высокая цена не говорит о том, что потребители совсем отказались бы от покупок, в данных условиях они будут приобретать товары в меньшем количестве. Совершая больше покупок при данной стоимости, покупатели как бы не доплачивают за предыдущие товарные единицы.
  3. Географическое и институциональное положение рынков создает основу естественной базы различий в цене, в условиях возможности выхода фирмы одновременно на эти области.
«Ценовая дискриминация в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Условия осуществления ценовой дискриминации

В большинстве случаев фирмы-монополисты могут проводить ценовую дискриминацию, поскольку лишь они имеют полный контроль над ценообразованием. Однако они не являются единственной рыночной структурой, в которой встречается подобная ситуация. Любая компания, которая способна назначать самостоятельно стоимость своей продукции и в состоянии сгруппировать потенциальных потребителей по эластичности спроса, в скором времени осуществляет стратегию дискриминации по ценам.

Замечание 1

Монополисты осуществляют ценовую дискриминацию для увеличения прибыли. Благоприятными условиями для ценовой дискриминации располагает сфера услуг, так как услуги не имеют возможности перепродаваться.

Исходя из предпосылок к проведению ценовой дискриминации, существуют и условия, при которых она осуществима:

  • Фирма должна быть монополистом или же иметь определенную степень монопольного влияния, т.е. некоторую способность к контролю производства и ценообразования. Ключевым моментом является отсутствие возможности у конкурентов реализовывать продукцию по более низким ценам в той области, где компания намерена продавать ее дороже. Влияние на цены также связано с количеством покупателей, которые противостоят продавцу. В ситуации, когда клиентов мало на столько, что уход с рынка каждого из них отражается на продавце, возможность влияния на цены ограничена.
  • Компания должна быть способна разделять покупателей на сегменты, в зависимости от разных возможностей и готовностей платить за продукцию. Здесь продавец должен быть в некоторой мере психологом для того, чтобы определять социальное положение покупателя и устанавливать для него отдельную цену.
  • Первоначальные покупатели не могут перепродавать товары или услуги. Если, покупая на рыночных участках с низкими ценами, можно перепродавать на участках с высокими, то из-за происходящего в результате снижения предложения, увеличилась стоимость на рыночном участке с высокими ценами. Ценовая дискриминация в таком случае была бы нарушена.

В современных условиях часто встречаются предприятия с различными ценами на одни и те же товары, однако, разные цены не всегда говорят о ценовой дискриминации. Те случаи, при которых покупатели оплачивают особенности индивидуального договора, который требует дополнительных расходов, различия в цене не говорят о дискриминации. Однако, заплатив за то, что не предполагает дополнительных издержек, клиент находится в ценовой дискриминации.

Ситуации ценовой дискриминации в России

В России ценовая дискриминация получила широкое распространение на разных рыночных областях. Для нашей страны актуальны все три типа ценовой дискриминации, как совершенная, так и дискриминация второй и третьей степени. Характерными основными ситуациями ценовой дискриминации для нашей страны являются следующие:

  1. Стоимость авиабилетов существенно различается в разные сезоны, а также разные дни недели. Билеты, которые были куплены заранее обходятся покупателям значительно дешевле, чем купленные незадолго до вылета.
  2. Стоимость товаров и услуг в большинстве случаев различны для оптовых покупателей и покупателей, приобретающих в розницу. Оптовикам продукция обходится дешевле, чем розничным покупателям.
  3. Цены на продукцию могут различаться для разных групп возрастов. Ярким примером в России является предоставление льготной стоимости для студентов на билеты в кино, театр музеи и т.д. Проезд в общественном транспорте обходится дешевле пенсионерам, чем обычным гражданам.
  4. Заранее заказанные и оплаченные товары и услуги могут быть меньше по стоимости, чем приобретенные сразу. Например, стоимость номера в отеле будет ниже при заблаговременном бронировании.
  5. Стоимость товаров и услуг при использовании купонов и скидочных карт ниже обычной цены. Такая практика применяется в большинстве российских супермаркетов и гипермаркетов.
  6. Продажа большего количества продукции по стоимости меньшего. Большое распространение в России получила акция «3=2».
Дата последнего обновления статьи: 02.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot