Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие, сущность и виды ценовой дискриминации

Сущность ценовой дискриминации

Первые упоминания о ценовой дискриминации появились в работах Ж.Дюпюи, Д.Ларднера. При рассмотрении данного понятия Дюпюи основывался на концепции полезности и был первым, кто обратил внимание исследователей на явление ценовой дискриминации. По определению Дюпюи под ценовой дискриминацией следует понимать тот факт, что одна и та же продукция реализуется по разной стоимости различным покупателям, причем эта разница не зависит от затрат.

Определение 1

Другими словами, ценовую дискриминацию можно определить, как монополистическую практику продажи блага одного качества при одних и тех же затратах по разной стоимости различным покупателям.

При наличии у фирмы монопольной власти, она может проводить особую ценовую политику, что и называется ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация осуществляется только в монополии. При совершенной конкуренции образуются единые цены на блага, и фирма не может контролировать ценообразование, а только принимает цены как данные.

Реализация процесса ценовой дискриминации монополистами происходит в тех случаях, когда с помощью нее они увеличивают свой доход. Другой причиной может быть расширение производства за счет экономии от масштабов производства.

Замечание 1

Сферой с самыми благоприятными условиями для проведения ценовой дискриминации является сфера услуг, поскольку услуги, как правило, не перепродаются.

Условия осуществления ценовой дискриминации

Чтобы фирмы могли реализовывать ценовую дискриминацию они, а также рынок должны соответствовать следующим условиям:

  • Фирма должна иметь монопольную власть, иначе осуществляемая политика только снизит ее прибыль, поскольку все покупатели перейдут к конкурентам.
  • Предприятие должно иметь возможность разделить клиентов на группы в зависимости от эластичности спроса на продукцию. Те клиенты, у которых спрос высоко неэластичен, получат высокую цену, а клиенты с эластичным спросом – более низкую.
  • Продукция не может свободно передвигать из одного рынка на другой, т.е. перепродаваться, поскольку это приведет к образованию единой цены и невозможности ценовой дискриминации.
  • Покупатели должны быть идентифицируемы.
«Понятие, сущность и виды ценовой дискриминации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Возникновение ценовой дискриминации может происходить при делении рынка на формы собственности, а также отраслевую принадлежность.

Замечание 2

Различные цены для разных покупателей могут устанавливаться как на временной основе при обострении рыночной конкуренции, так и систематически. Чем менее эластичным является спрос на продукцию, тем более высок уровень потребительского выигрыша, а, следовательно, больше вероятность того, что монополист распределит этот выигрыш при помощи ценовой дискриминации. Тем самым он сможет снизить стоимость дополнительных партий товаров и повысить объем личных продаж.

Три степени ценовой дискриминации

В экономической науке ценовая дискриминация подразделяется на три вида: ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.

При ценовой дискриминации первой степени (Рисунок 1), ее еще называют совершенной, для каждой единицы блага устанавливается такая стоимость, которая равна его стоимости спроса, вследствие чего стоимость продажи благ для всех покупателей различаются. Ценовая дискриминация такого вида может иметь персональное и межличностное различие в цене спроса.

Ценовая дискриминация первой степени. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ценовая дискриминация первой степени. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

В точке $L$ находится наиболее эффективный выпуск монополии при пересечении $MR$ и $MC$ и составляет объем производства $Q(2)$ при цене $P(2)$. В данном случае излишек потребителей составляет площадь $P(2)AL$, а излишек продавца – $CP(2)LE(2)$. Весь объем потребительского излишка присваивается монополистом, что в условиях совершенной конкуренции было бы присвоено покупателем.

Так как фирма-монополист не располагает полной информацией о функциях спроса возможных клиентов своих благ, то данный вид ценовой дискриминации невозможен в чистом виде.

При ценовой дискриминации второй степени стоимость благ для всех покупателей одинакова, однако различна в зависимости от величины покупок. При данном виде выручка монополиста имеет нелинейный характер, а стоимость благ называется нелинейной. В данных условиях продукция группируется на отдельные партии с установлением для каждой своей цены. В практической деятельности такая ценовая дискриминация выражается в виде скидок и надбавок на стоимость продукции (Рисунок 2).

Ценовая дискриминация (вторая степень). Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ценовая дискриминация (вторая степень). Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

На рисунке показано, что фирма-монополист разделила выпуск продукции на три партии и реализует по разной цене. При реализации $Q(1)$ единиц продукции выручка монополиста будет равна площади фигуры $OP(1)AQ(1)$, при продаже $Q(2)$ единиц – площади $OP(1)AKBQ(2)$, при продаже $Q(3)$ единиц – площади всей фигуры, обозначенной штрихами. На рисунке можно увидеть, что доход от продажи $Q(3)$ единиц блага по цене $P(3)$ равен площади $OP(3)CQ(3)$, а потребительский излишек, находящийся на $P(3)P(1)AKBL$, присвоил монополист в условиях ценовой дискриминации. Лишь те незаштрихованные площади треугольников являются долей излишка, не присвоенной монополистом.

Данный вид ценовой дискриминации чаще всего встречается в ценовом дисконте или в форме скидок.

При ценовой дискриминации третьей степени предполагается, что благо продается различным лицам по различной стоимости, однако каждая единица блага, которая приобретается конкретным покупателем, реализуется по одинаковой стоимости. В первых двух случаях блага делились на группы, в третьем же случае ценовой дискриминации сами покупатели подразделяются на группы или отдельные рынки, с устанавливаемыми ценами. На рисунке 3 изображена ценовая дискриминация третьей степени для двух рынков.

Третий вид ценовой дискриминации. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Третий вид ценовой дискриминации. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

В большинстве случаев подобная ценовая дискриминация применяется западными предприятиями. Монополии группируют клиентов по уровню дохода, предпочтениям, возрасту, территориальному расположению и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 30.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot