Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Национальная конкуренция

Сущность национальной конкуренции и ее участники

Конкуренция представляет собой основополагающий механизм реализации рыночной экономики. Конкурируют между собой все участники рынка, начиная от производителей (продавцов), которые соперничают за доступ к лучшим ресурсам, за привлечение большего числа покупателей и за привлекательные объекты инвестирования, и, заканчивая покупателями, которые стремятся купить интересующий их товар по наиболее выгодным ценам.

Таким образом, конкуренция проявляется везде на всех уровнях экономики в том числе.

В экономической науке существует такой термин как «национальная конкуренция».

Определение 1

Национальная конкуренция – это проявление конкурентной борьбы между различными субъектами рынка, протекающее в рамках национальной экономики, то есть на внутреннем рынке.

В структуре национальной экономики можно выделить различные подуровни, так, она может распространяться на весь национальный рынок или действовать в рамках более локальных рынков, их отдельных сегментов, в отраслях и так далее.

Важнейшей характеристикой национальной экономики являются субъекты, участвующие в ней. У большинства существует ошибочное представление о наличии конкуренции только между продавцами определенного товара. Но проявление конкуренции намного шире. На практике конкурируют все со всеми.

Естественно наиболее ярким проявлением национальной конкуренции является соперничество между продавцами. Каждый из них стремится завоевать национальный рынок, привлекая большее число покупателей. При этом продавцы конкурируют за лучшие условия производства, за доступ к национальным природным ресурсам и так далее. Задача каждого продавца на национальном рынке заключается в выгодной реализации своего товара.

Национальная конкуренция проявляется также между продавцами и покупателями: продавцы стремятся реализовать свой товар как можно более выгодно (по максимальной цене), в то время как покупатели хотят обратного – купить товар на максимально выгодных условиях, то есть по минимальной цене. В результате каждый из них стремится вытеснить других претендентов с национального рынка. Преимуществом в осуществлении такого рода соперничества является сплоченность субъектов рынка между собой. Однако в силу многочисленности субъектов и антимонопольного законодательства добиться такой сплоченности достаточно сложно.

«Национальная конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Одна из конкурирующих сил может эффективно воздействовать на уровень рыночной цены при достижении так называемой критической массы (покупателей или продавцов).

Многонаселенные страны имеют более высокий индекс критической массы, что определяет значимость и мощь национальной конкуренции, позволяющих направлять деятельность всех субъектов рынка по каналам, о наличии которых они могут даже не подозревать.

Результаты воздействия конкуренции на национальную экономику

В качестве инструмента регулирования рынка конкуренция осуществляет воздействие на следующие явления:

  • конкуренция влияет на цены, которые предлагаются продавцами и покупателями;
  • конкурентная борьба компенсирует нестабильность и неравномерность соотношения предложения и спроса в пределах национального рынка;
  • конкуренция обеспечивает сближение рыночной цены с равновесной.

Результат конкуренции покупателей и продавцов представлен на рисунке, изображающем кривые предложения и спроса.

Кривые предложения и спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривые предложения и спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При рассмотрении ситуации используются обобщенная информация о количестве продуктов и их ценах, отвечающая любой рыночной ситуации.

Рисунок характеризует три уровня рыночных цен, отображающих присущие свободному рынку стихийные колебания предложения, спроса и цены:

  • в первом случае речь идет о нормальной цене, в качестве которой выступает равновесная цена, устанавливающаяся в результате уравновешивания спроса и предложения (точка Р). Следует отметить, что в этой точке не происходит конкуренции между продавцами и покупателями, поскольку равновесная цена – это та цена, которая устраивает и тех, и других;
  • во втором случае речь идет о цене, превышающей уровень равновесной цены. При таком уровне цены величина предложения продукции превышает величину спроса на нее, поскольку более высокая цена устраивает продавцов, но не подходит всем покупателям. Величина превышения предложения над спросом образует излишек товара на рынке (участок П2-Р-С2). В такой ситуации происходит обострение конкурентной борьбы между продавцами, результатом которой является утрата единства. Испытывая дефицит покупателей, каждый продавец начинает действовать только в своих интересах, предлагая свой уровень цены, привлекающий покупателей. Чем ниже цена, по которой продавец предлагает товар, чем она ближе к равновесной, тем большее число покупателей он может привлечь. Снижение цены способствует расширению сбыта товаров. Результатом этой ситуации является возникновение своеобразной «цепной реакции»: все большее число продавцов начинается стремиться продавать товар по более низкой цене, обеспечивая ее движение к равновесной. Таким образом, обострение конкурентной борьбы между продавцами оказывает снижающее воздействие на цену товара, способствует увеличению объема продаж, подталкивает рынок к равновесному положению;
  • в третьем случае речь идет о цене, находящейся ниже уровня равновесной цены. При таком уровне цены величина спроса на продукцию превышает величину ее предложения, поскольку более низкая цена устраивает покупателей, но не выгодна продавцам. Величина превышения спроса над предложением образует дефицит товара на рынке (участок С1-Р -П1). В такой ситуации происходит обострение конкурентной борьбы между покупателями, результатом которой является утрата и их единства. Победителем в конкурентной борьбе выступает тот покупатель, который готов платить за товар более высокую цену. Это также приводит к возникновению «цепной реакции», в результате которой возрастает число покупателей, готовых приобретать товар по более высоким ценам. Таким образом, обострение конкурентной борьбы покупателей повышает рыночную цену, стремящуюся к равновесной, и способствует сокращению дефицита товаров.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot