Рыночная экономика и экономические системы
Каждая экономическая система представляет собой результат длительного исторического развития. Все они формировались в разное время, на базе различных форм собственности. Экономические системы отражают особенности взаимоотношений между различными социальными группами.
Экономическая система представляет собой совокупность отношений, формирующихся в процессе производства, распределения и реализации продукции между субъектами хозяйствования и различными социальными группами на основе прав собственности, права управления производством и распределении материальных благ.
Разнообразие экономических систем, возникших в процессе исторического развития человечества, условно можно разделить на четыре разновидности. Выделяют следующие типы экономических систем:
- традиционная;
- рыночная;
- административная (плановая или командно-административная);
- смешанная.
Каждая из них соответствует определенному общественно-экономическому строю и опирается на свои производительные силы. Они отличаются между собой господствующими формами собственности и методами управления и распределения. Смешанная система представляет собой сочетание методов рыночной и плановой экономик. Но некоторые экономисты считают смешанную экономику вариантом дальнейшей эволюции рыночной системы.
Рыночной экономикой называется экономическая система, сформированная на основе частной собственности на средства производства, рыночных методах управления и распределением продукции на основе нормативно-правовой базы.
Рыночная система обладает следующими особенностями:
- наличием различных форм собственности;
- ведущей ролью частной собственности во всех ее проявлениях;
- свободным ценообразованием на товары и услуги;
- обеспечением свободы предпринимательской деятельности;
- свободой конкуренции;
- поиском максимальной личной выгоды, как главным стимулом предпринимательства;
- рыночными механизмами регулирования экономики;
- минимализацией роли государства в регулировании производства.
Быстрое и эффективное развитие производительных сил рыночной экономики позволили быстро наполнить рынок продукцией и максимально удовлетворить спрос потребителей. Потребители могут удовлетворить свои потребности в зависимости от уровня своих доходов (возможностей). Стремление получить доход за счет удовлетворения потребительского спроса является двигателем производства. Но стихийность и неравномерность рыночного производства способствуют появлению кризисных процессов в экономике и в обществе. Это приводит к периодическим обострениям социальных противоречий.
Явление корпоративности
Термины «корпорация», «корпоративность» появились в лексиконе наших граждан относительно недавно. Корпорации, как элемент рыночной экономики, появились в мировой экономике в результате закономерных и объективных экономических отношений. Существует несколько вариантов определения данных терминов.
Корпорацией называется такая форма организации предпринимательской деятельности, которая предусматривает долевую (паевую) собственность, статус юридического лица и сосредоточение управленческих функций в руках ограниченного круга профессиональных наемных управляющих (менеджеров).
Данная форма организации бизнеса получила широкое распространение во многих развитых странах мира. Она позволяет сосредоточить значительное количество финансовых ресурсов и направить их в нужную отрасль. При этом, с одной стороны удается избежать противоречия между мелкими интересами отдельных акционеров, с другой – максимально соблюсти общие их интересы и доходы корпорации. Соблюдение этих принципов является отдельным предметом акционерного права и корпоративного управления.
Членами корпораций могут быть как крупные, так и мелкие держатели акций. Акции, в свою очередь, могут быть и обычными, и привилегированными. Финансирование корпоративного бизнеса может осуществляться не только за счет акционерного капитала и целевых внешних инвестиций (в том числе - государственных), но и за счет внешнего долга.
Корпоративность в рыночной экономике
Доля государственного сектора в корпорациях незначительна. В корпоративном бизнесе преобладает доля крупного капитала. Корпоративное управление представляет собой систему, которая призвана защищать интересы своих инвесторов (в первую очередь – представителей крупного бизнеса). Она включает в себя следующие структурные компоненты:
- совет директоров;
- структурные подразделения совета директоров;
- корпоративную нормативную базу;
- схемы оплаты труда и выплаты доходов по акциям;
- органы антикризисного управления;
- свою службу маркетинга и пропаганды;
- социальную инфраструктуру.
- механизмы объявления банкротства.
Корпоративная форма бизнеса в условиях рынка характеризуется самостоятельностью корпораций в качестве юридического лица, ограничением индивидуальной ответственности физических лиц-держателей акций, возможностью передачи (продажи) акций от одних держателей к другим лицам и обязательное централизованное управление корпорацией.
В современной мировой экономике существуют как открытые корпорации (с возможностью широкого доступа желающих стать акционерами), так и закрытые. В зарытые корпорации доступ ограничивается либо высоким имущественным цензом, либо ведомственными нормативно-правовыми актами (акции распространяются только среди сотрудников какого-либо предприятия). Кроме того корпоративный бизнес имеет свои национальные черты в каждой отдельной стране.
Особенно ярко выражен принцип корпоративности в японской модели экономики. Все сотрудники предприятия (корпорации) являются держателями акций, а значит – совладельцам данного предприятия. Формируются партнерские отношения между руководителям корпорации и служащими всех уровней. Кроме того в странах Азии (в первую очередь – в Японии, Южной Корее и Китае) особо приветствуется приверженность (преданность) своему предприятию (корпоративная солидарность). Поэтому многие корпорации насчитывают многолетние династии сотрудников