Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это прикладное направление экономической науки, занимающееся изучением принципов функционирования СМИ как отрасли народного хозяйства.
Интерес к средствам медиакоммуникаций продолжает расти. Экономистов привлекает высокая доходность субъектов данной отрасли, а также способность СМИ воздействовать на общественное сознание. Исследование медиапространства осуществляется с двух сторон:
- Микроэкономическое направление занимается вопросами эффективного использования ресурсов медиапредприятиями, функционирования предприятий СМИ и их участия в коммерческой деятельности. В сферу интересов микроэкономики входят закономерности медиаиндустрии.
- Макроэкономическое направление отслеживает глобальные тенденции в отрасли СМИ и прежде всего, изучает их влияние на идеологию, а также особенности СМИ как инструмента распространения информации, идей и новых взглядов.
Внимание медиаэкономики сконцентрировано на вопросах экономии, то есть эффективного применения имеющихся в распоряжении медиапредприятий факторов производства. Интеграция средств медиа в социальную и общественную жизнь населения способствует распространению политических взглядов.
Особенностью индустрии СМИ является сдвоенность ее рынка. С одной стороны, медиапредприятия создают информационный продукт, который с помощью каналов распространения доводят до потребителей. С другой стороны, покупатели продукта СМИ расплачиваются за него не напрямую. Они платят своим временем и вниманием, что в экономике приравнивается к расчету в денежных единицах. Привлекая аудиторию СМИ становятся объектом интереса рекламодателей. Чем обширнее аудитория, тем выше цена размещения рекламных сообщений в сетке теле-, радио- и интернет вещания. Многие ученые считают, что медиапредприятия производят не общественно полезный информационный продукт, а используют аудиторию в качестве товара при взаимодействии с рекламодателями. Потребители информационного продукта СМИ получают лишь то, что считают нужным производить медиакомпании.
Классические концепции медиаэкономики
Медиаэкономика является прикладным направлением экономической теории, а значит, в ней хорошо работают концептуальные подходы, сформированные для фундаментальной науки. Наиболее известными концепциями исследования медиаэкономики можно назвать:
- Установление и анализ экономических связей, складывающихся между субъектами хозяйствования в отношении имущества и имущественных прав, а также принципы функционирования субъектов рассматриваются в разрезе материалистического подхода.
- Политэкономика занимается отслеживанием дисбаланса в потоке информации на глобальном уровне. Благодаря политэкономии в принципе сложилось направление медиаэкономики. Представители этой школы стали рассматривать информацию в качестве товара, а медиапростраство как рынок сбыта информационного продукта. Идеология политэкономики склоняется к тому, что медиаэкономика предоставляет доступ к информации, востребованной обществом.
- Марксистская школа сравнивает отрасль СМИ с производством, где создаются блага, потребляемые домашними хозяйствами и другими субъектами экономических отношений. Так же медиапредприятия рассматриваются как инструмент формирования идеологии в обществе.
- Неомарксизм рассматривает принципы функционирования медиапредприятий с точки зрения рыночных отношений. Еще одной особенностью этого направления можно назвать формирование новых культурных форм, которые во многом определяют преобразования в экономике.
Концепции теоретического изучения СМИ способствовали созданию медиаэкономикс. Это научное направление занимается вопросами эффективного использования экономических ресурсов и производственных факторов в ходе создания информационного продукта. Кроме того, медиаэкономикс формирует принципиально новый подход к изучению отношений между производителями услуг СМИ и потребителями. То есть, медиапредприятия создают услуги для рекламодателей, а аудитория выступает в качестве товара, а не основного потребителя информационного контента.
Современные подходы к изучению СМИ
Все чаще экономисты рассматривают медиаэкономику в связке с другими общественными науками. Особенно их интересует взаимодействие СМИ с политологией. Медиапредприятия, их деятельность широко используются в качестве инструмента распространения идей, ценностей и формирования новой идеологии в обществе. Властные структуры активно пользуются СМИ для воспроизводства собственной структуры.
Можно сказать, что производство СМИ связано с созданием материальных и нематериальных благ. Прибавочная стоимость в этом случае так же складывается из прибыли, формируемой от реализации информационного продукта, а также от прибыли, создаваемой влиянием на социальные и политические движения в обществе.
Особенностью СМИ называют их привязку к географическому местоположению. Конкурентная борьба между представителями отрасли СМИ разгорается и за аудиторию, и за рекламодателя. То есть, конкуренция на рынке медиа происходит за доходы, трудовой потенциал, а также распространение своего влияния на общественность. При этом медиапредприятия способны создавать не только коммерческую прибыль, но и идеологический или культурный сверхдоход.
Распространение принципов рыночных отношений на отрасль СМИ привело к тому, что каждый субъект стремится к монополизации рынка. Такая тенденция ведет к тому, что собственники информации проявляют желание ограничить к ней доступ, либо изменить ее согласно своим интересам. В борьбе за аудиторию представители медиаиндустрии объединяются в конгломераты, которые воздействую на нравы общества.
Если субъекты СМИ и политической власти объединяются, то создается пропагандистская модель. Она дает доступ заинтересованным лицам распространять идеи в собственных целях. Пропагандистская модель подтверждает теорию о том, что отрасль СМИ активно интегрируется в экономику, то есть становится средством получения финансовой прибыли. Медиапредприятия стараются укрепить долгосрочную конкурентоспособность за счет установления связей с законодательными и властными структурами.