Конкуренция - это соперничество субъектов рыночной экономики за лучшие условия купли-продажи ресурсов и товаров.
Понятие медиаэкономики
Медиаэкономика – это прикладная экономическая дисциплина, занимающаяся исследованием деятельности средств массовой информации как отдельной отрасли национальной экономики.
Экономисты различных научных школ давно проявляли интерес с средствам массовой информации, как одной из наиболее доходных сфер хозяйственной деятельности. В середине пятидесятых годов назрела необходимость в создании прикладной дисциплины, занимающейся вопросами функционирования медиапредприятий, индустрии и рынков СМИ.
Предприятия СМИ способны доводить до широких общественных масс новые идеи, ценности и принципы. С их помощью проводятся политические и социальные преобразования. Средства массовой информации являются мощным инструментом формирования общественной идеологии.
Исследование медиаэкономики осуществляется на микро- и макроэкономическом уровнях. Основной интерес представляет работа медиапредприятий, которая рассматривается в разрезе экономии или эффективного использования имеющихся у предприятий ресурсов. Создание информационного продукта требует планирования и оптимального использования капитала, интеллектуального и творческого труда, имущества и информации. Макроэкономическое направление прикладной науки занимается исследованием влияния СМИ на общественное самосознание. Медиапредприятия часто выступают в качестве инструмента формирования определенной идеологической картины мира.
Особенность медиаэкономики заключается в двоякости рынка. Предприятия медиа сферы создают информационный продукт, имеющий общественное значение. Они предоставляют доступ к данным, облекая их в приемлемую форму. Привлекая аудиторию, предприятия СМИ вызывают интерес рекламодателей. Наибольших доход в отрасли формируется именно за счет размещения рекламы в эфирном времени или на страницах печатных изданий. Некоторые ученые считают, что медиапредприятия продают не рекламные площади, а доступ к аудитории, которая расплачивается своим временем и вниманием. Часто говорят о том, что главным товаром на рынке СМИ является не информация, а сама аудитория.
Рынок СМИ и конкуренция на нем
Большинство отраслей народного хозяйства функционирует в условиях рынка. Эти условия характеризуются следующими чертами:
- Независимостью функционирования субъектов хозяйствования.
- Многообразием форм собственности.
- Свободным ценообразованием.
- Ограниченной ролью государственного вмешательства в экономические отношения.
Конкуренция между субъектами разгорается по причине свободы их действий и преследования индивидуальных целей. Коммерческие частные медиапредприятия стремятся к максимизации прибыли. Для этого они совершенствуют качество реализуемого продукта, а также работают с аудиторией, тем самым создавая более высокую цену для рекламодателей. Каждый экономический агент рынка СМИ стремится к монополизации рынка с целью извлечения максимальной выгоды. Конкуренция на медиарынке так же вызвана ограниченностью ресурсов и объема спроса.
Отличительной особенностью конкуренции на рынке СМИ является борьба за внимание и время аудитории, а не за финансовую выгоду как в реальном секторе. Важно учитывать стиль потребления отдельных медиапродуктов. Для печатных изданий характерен высокий уровень концентрации внимания. Чтобы вникнуть в содержание необходимо сосредоточиться на материале. Аудиовизуальный контент позволяет совмещать просмотр или прослушивание информационного продукта с другой деятельностью. Уровень конкурентной борьбы на аудиовизуальном рынке выше, чем на рынке печатных изданий.
На конкуренцию влияет индивидуальное или коллективное потребление услуг СМИ. Индивидуальное потребление характерно для рынков с ограниченным доступом. Необходимо помнить, что медиарынок является двойственным. Ценность информационного товара заключается в его содержании. А ценность услуги предоставления доступа к аудитории определяется качеством и готовностью населения к потреблению рекламируемых благ. Здесь на первый план выходит соперничество между медиапредприятиями за время покупателей.
Конкуренция на рынке свободного времени
Если на рынке реальной продукции производители борются за доступ к ресурсам и увеличение сбыта товаров, то на медиарынке соперничество разгорается за внимание и время покупателей. Расчет аудитории за производимый медиапредприятиями продукт осуществляется в более сложной форме. Формирование финансового дохода происходит не напрямую. В ходе потребления продукции СМИ население тратит свое время, которое в экономике рассматривается как один из важнейших ресурсов.
Развитие отрасли происходит тогда, когда растет общий уровень жизни населения. Базовые потребности общества должны быть удовлетворены, чтобы у людей проснулся интерес к культурному обогащению и проведению досуга. В двадцатом веке долгое время шла борьба рабочих за нормированный рабочий день, который дал право на законный отдых. Это привело к освобождению времени, а значит, к возможности потребления продукции медиапредприятий. Наибольший доход на сегодняшний день формируется именно в отрасли СМИ, так как качество и формы труда вышли на принципиально новый уровень.
Потребность в заполнении свободного времени неуклонно растет параллельно с процессами автоматизации труда, повышении доли интеллектуального и творческого труда. Конкуренция за свободное время аудитории позволяет медиапредприятиям выстраивать стратегии длительного присутствия на рынке. Часто объединения предприятий способствуют формированию образа продукта, созданию бренда, что привлекает внимание аудитории, повышает ее лояльность к определенным компаниям. Некоторые компании предпочитают диверсифицировать производимый товар, предугадывая требования различных сегментов покупателей.
На сегодняшний день преобразования в индустрии СМИ привели к:
- Созданию центра индивидуального досуга прямо дома.
- Дополнению традиционных СМИ различными формами аудио- и видеоконтента.
Для того, чтобы отслеживать закономерности экономического роста и развития на высококонкурентном рынке средств массовой информации, необходимо использовать смежные области научного знания.