Конкуренция - это соперничество субъектов рыночной экономики за лучшие условия купли-продажи товаров либо ресурсов.
Сущность медиаэкономики
Медиаэкономика – это новая прикладная экономическая дисциплина, изучающая функционирование СМИ как отдельной отрасли национального хозяйства.
Средства массовой информации представляют собой крупную структур, привлекающую инвестиции и капитал. Кроме того, они активно участвуют в социальной и политической жизни общества, оказывая существенное влияние на мировоззрение населения. В середине пятидесятых годов прошлого века представители классического экономического подхода к изучению современных хозяйственных систем предложили создать новую прикладную дисциплину, занимающуюся вопросами развития медиапредприятий.
Медиаэкономика действует в двух направлениях:
- Микроэкономические исследования связаны с организацией эффективного производства, осуществляемого медиапредприятиями.
- Макроэкономическое направление занимается изучением влияния СМИ на экономическую, социальную и политическую жизнь общества.
В медиаэкономике исследуются проблемы экономии или эффективного использования имеющихся у медиапредприятия ресурсов и факторов производства. Особое внимание уделяется нематериальным активам, потенциалу творческой и интеллектуальной рабочей силы, применению информации для создания качественного продукта СМИ.
Главной особенностью медиаэкономики является двойственность изучаемого ею рынка – на нем одновременно реализуются и товары, и услуги. Предприятия СМИ продают продукт, отличающийся информационным содержанием. Привлекая аудиторию, они становятся объектами интереса рекламодателей. Наибольшее количество денежных средств приходит в отрасль именно со стороны рекламодателей. Медиапредприятия конкурируют не только за аудиторию и рекламодателей, но и за рынки сбыта. При этом каждое из них стремится к монополизации рынка. Оценка эффективности функционирования медиапредприятий производится с помощью экономических показателей, описывающих количество рекламы, ее качество, информационный контент, соотношения предложения и спроса.
Конкуренция на рынке СМИ
Современные медиапредприятия действуют в рыночных условиях, для которых характерны следующие черты:
- Свобода осуществления хозяйственной деятельности.
- Многообразие форм собственности.
- Свободное ценообразование.
- Ограниченная роль государственного регулирования.
Независимость субъектов хозяйствования приводит к формированию конкурентной борьбы. Экономические агенты на рынке медиа вступают в борьбу за аудиторию, рынки сбыта и рекламодателей. При этом каждый из них стремится к монополизации рынка любыми способами. Причиной конкуренции так же можно назвать ограниченность ресурсов и покупательской способности. Если на рынке производственных товаров и услуг конкуренция разгорается за финансовую прибыль и объемы продаж, то на рынке СМИ субъекты стремятся завоевать внимание и время потребителей.
Установление лояльных отношений с аудиторией позволяет каналам сегментировать ее и продавать доступ к ней рекламодателям.
Особенностью конкуренции на рынке СМИ можно назвать различный стиль потребления продукта. Например, печатные издания требуют концентрации внимания. Пользование ими сложно совместить с какой-либо другой деятельностью. А вот прослушивание радио- и телепередач вполне можно совместить с хозяйственными или иными делами. Так же потребление готовой продукции СМИ может осуществляться индивидуально, коллективно. В первом случае происходит ограниченное распространение продукции, во втором доступ к товару не ограничен.
Как уже говорилось, рынок СМИ является двойственным. На нем одновременно продается информационный продукт и услуга доступа к аудитории. Информационный продукт ценен своим содержанием. На его востребованность влияют методы потребления – коллективные или индивидуальные. Можно увидеть базовое отличие товара обычной производственной отрасли и отрасли СМИ. Потребитель может многократно возвращаться в информационному содержанию продукта. Этот факт накладывает отпечаток на само медиапроизводство.
Конкуренция содержания на рынке СМИ
Определение уровня конкуренции на рынке СМИ во многом зависит от сопоставления различных видов производственной деятельности. Производимый медиапродукт может быть однородным и заменимым. Различные медиапредприятия могут заменять друг друга на рынке содержания и географическом рынке. В случае, если покупатель не смог приобрести газету, он включит радио или телевизор.
Медиапредприятия различных сфер специализируются на разном контенте. Например, печатные издания сконцентрированы на производстве информации, а также ее анализе. Теле- и радиовещание преимущественно создает развлекательный контент помимо общественно полезного. Таким образом формируется разделение труда между аудиовизуальными и печатными СМИ. Несмотря на внешнюю схожесть продукты одной отрасли, не могут полностью заменять друг друга. На различие влияет принцип подачи рекламных сообщений. Сопоставление печатных и аудиовизуальных СМИ осложнено тем, что они поставляют совершенно разный по содержанию товар.
Подача новостей газетой или телевизионным каналом различается. Газета имеет возможность более развернуто осветить какое-либо событие в политической, экономической или социальной жизни общества. Новостные программы на телевидении ограничены временем, рейтингами и другими условиями. Информация в них подается в более сжатом формате. Если рассматривать радиостанции, действующие на одном географическом рынке, то можно отметить, что они ориентированы на разные группы населения. С точки зрения содержания заменимость радиостанций осложнена, в отличие от заменимости телеканалов.
История развития медиаэкономики не знает случаев, когда предприятие одной медиаотрасли полностью вывело с рынка предприятие другой медиаотрасли. Конкуренция на рынке СМИ часто ведет к созданию более сложных форм борьбы. Аудиовизуальные СМИ постоянно изыскивают новые пути привлечения аудитории, охваты современных печатных изданий так же падают. Большая часть медиапредприятий имеет представительства в среде Интернет, где складываются совершенно новые условия конкурентной борьбы.