Сущность глобализации
Глобализация - это процесс всемирной интеграции в сфере экономической, культурной, социальной, политической и религиозной жизни общества.
Мировое хозяйство переживает процесс перехода к единому пространству. Национальные экономические системы в большинстве своем придерживаются политики открытости. Хозяйственные структуры отдельных стран взаимодействуют друг с другом под влиянием:
- Международного разделения труда.
- Установления политических и экономических отношений.
- Транснационализации.
- Регионолизации.
Происходит формирование единой рыночной экономики. Она влияет на изменения в хозяйственной инфраструктуре стран, разрушение границ. Глобализация стала логическим продолжением становления индустриальных стран, перехода к рыночной модели экономики. Влияние глобализационных процессов коснулось и сферы СМИ.
Популярность СМИ среди экономистов растет. Это связано, прежде всего, с большими доходами, формируемыми в отрасли, ввиду чего она является привлекательной для инвесторов. Предприятия СМИ позволяют выстраивать коммуникацию с потребителем, чем активно пользуются представители власти, социальных организаций и хозяйственные субъекты. Первые продвигают определенные идеи или идеологию в массы, вторые – ценности, третьи занимаются рекламой своей продукции или услуг.
Становление СМИ началось с развития печатного дела. Бум продажи тиражей газет и журналов пришелся на середину пятидесятых годов. Именно в этот период ученые заговорили о необходимости создания отдельного научного знания. Отношения, формируемые между предприятиями СМИ и другими субъектами хозяйствования, создают рынок. Особенность рынка СМИ заключается в двойственности реализуемого на нем блага. Предприятия создают информационный продукт, чья ценность определяется его содержанием. Благодаря выстраиванию коммуникации с потребителем, их услуги становятся востребованными рекламодателями. Часто ученые говорят о том, что на рынке СМИ продается не доступ к аудитории, а сама аудитория, что определяет направленность производственной деятельности в сфере СМИ.
Процессы глобализации
Следование принципам рыночной экономики привело к формированию процессов глобализации в мире. Форма рыночных отношений предполагает:
- Независимость субъектов хозяйствования.
- Наличие различных форм собственности.
- Ограниченную роль государственного вмешательства в процессы.
- Способность экономических систем к саморегулированию.
Принципы рынка влияют на конкурентную борьбу, которая разгорается между субъектами хозяйствования не только за рынки сбыта, но и за доступ к ресурсам и факторам производства. Они определяют открытость экономических систем, их активное взаимодействие друг с другом. Сейчас конкурентоспособность предприятия зависит от его возможности удерживать конкурентные преимущества в длительной перспективе. Для этих целей предприятия любой отрасли стремятся к сокращению производственных затрат и расширению рынков сбыта.
Рынок СМИ характеризуется теми же чертами, что любой другой рынок производственного сектора. Медиапредприятия конкурируют не только внутри одной подотрасли, но и друг с другом. Для аудиовизуального направления расчетной единицей становится время и внимание зрителей. Оплата осуществляется косвенным путем через покупку продукции или услуг, рекламируемых потребителям в эфирное время. В печатном деле покупатели оплачивают новый номер газеты или журнала, либо подписку из собственного кармана.
Процессы глобализации характерны для рынка СМИ. Ей способствует научно-технический прогресс, позволяющий передавать информацию на большие расстояния, сохраняя ее качество. С юридической стороны обеспечивается правомерность получения доходов при реализации продукции СМИ, распределяется доля прибыли в зависимости от участия в проекте и прав собственности.
Распространение информационного товара определяется особенностями национального производства. Мировой рынок СМИ находится в зависимости от продукции США, особенно направление аудиовизуального контента. Именно здесь сформировалась индустрия большого кино, а также коммерческое телевидение и крупные печатные таблоиды. Европейская отрасль СМИ стремится к сохранению собственной самобытности и распространению национальных ценностей и идей.
Экономика культурной глобализации
Распространение информационного продукта в мире с одной стороны легко осуществимо. С другой, производителям необходимо учитывать специфику рынка, на который они хотят выйти. Для того, чтобы выстроить стратегию успеха медиапредприятия обращаются к теоретическим основам и социологическим исследованиям. Эти данные позволяют оценить поведение аудитории, ее вкусы и предпочтения. Интересно обратное влияние СМИ на массовое сознание. Ученые сошлись во мнении, что СМИ оказывает эффект при распространении информации, ценностей и идей, но не является единственным источником влияния.
Современные исследования потребителей СМИ конкретизируются такими параметрами, как:
- Социальные условия.
- Исторические события.
- Культурные ценности.
- Общественные нормы.
Новые концепции изучения рынка СМИ заставляют производителей информационного продукта пересматривать принципы создания программ. Одни концепции говорят о том, что потребители запоминают лишь ту информацию, которая отвечает их представлениям о мире и ценностях. Ряд ученых предполагает, что познание мира людьми происходит через анализ взглядов близких по духу людей. Так же определяются маргинальные и господствующие точки зрения. Американские исследователи говорят о том, что СМИ вызывают зависимость. Жизнь человека начинает определяться теми ценностями и идеями, которые транслируются медиапредприятиями по всему миру. Еще одна концепция говорит о том, что населения выбирает лишь ту часть информационного контента, которая несет для них познавательную или развлекательную ценность. Востребованным становится продукт, способный удовлетворить потребности индивида.
Таким образом, процесс культурной глобализации порождает множество новых вопросов. Она влияет на формирование научных течений и прикладных дисциплин, формирование принципиально новых взглядов, идей и ценностей в обществе.