Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономика культурной глобализации

Сущность глобализации

Определение 1

Глобализация - это процесс всемирной интеграции в сфере экономической, культурной, социальной, политической и религиозной жизни общества.

Мировое хозяйство переживает процесс перехода к единому пространству. Национальные экономические системы в большинстве своем придерживаются политики открытости. Хозяйственные структуры отдельных стран взаимодействуют друг с другом под влиянием:

  1. Международного разделения труда.
  2. Установления политических и экономических отношений.
  3. Транснационализации.
  4. Регионолизации.

Происходит формирование единой рыночной экономики. Она влияет на изменения в хозяйственной инфраструктуре стран, разрушение границ. Глобализация стала логическим продолжением становления индустриальных стран, перехода к рыночной модели экономики. Влияние глобализационных процессов коснулось и сферы СМИ.

Популярность СМИ среди экономистов растет. Это связано, прежде всего, с большими доходами, формируемыми в отрасли, ввиду чего она является привлекательной для инвесторов. Предприятия СМИ позволяют выстраивать коммуникацию с потребителем, чем активно пользуются представители власти, социальных организаций и хозяйственные субъекты. Первые продвигают определенные идеи или идеологию в массы, вторые – ценности, третьи занимаются рекламой своей продукции или услуг.

Становление СМИ началось с развития печатного дела. Бум продажи тиражей газет и журналов пришелся на середину пятидесятых годов. Именно в этот период ученые заговорили о необходимости создания отдельного научного знания. Отношения, формируемые между предприятиями СМИ и другими субъектами хозяйствования, создают рынок. Особенность рынка СМИ заключается в двойственности реализуемого на нем блага. Предприятия создают информационный продукт, чья ценность определяется его содержанием. Благодаря выстраиванию коммуникации с потребителем, их услуги становятся востребованными рекламодателями. Часто ученые говорят о том, что на рынке СМИ продается не доступ к аудитории, а сама аудитория, что определяет направленность производственной деятельности в сфере СМИ.

«Экономика культурной глобализации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процессы глобализации

Следование принципам рыночной экономики привело к формированию процессов глобализации в мире. Форма рыночных отношений предполагает:

  1. Независимость субъектов хозяйствования.
  2. Наличие различных форм собственности.
  3. Ограниченную роль государственного вмешательства в процессы.
  4. Способность экономических систем к саморегулированию.

Принципы рынка влияют на конкурентную борьбу, которая разгорается между субъектами хозяйствования не только за рынки сбыта, но и за доступ к ресурсам и факторам производства. Они определяют открытость экономических систем, их активное взаимодействие друг с другом. Сейчас конкурентоспособность предприятия зависит от его возможности удерживать конкурентные преимущества в длительной перспективе. Для этих целей предприятия любой отрасли стремятся к сокращению производственных затрат и расширению рынков сбыта.

Рынок СМИ характеризуется теми же чертами, что любой другой рынок производственного сектора. Медиапредприятия конкурируют не только внутри одной подотрасли, но и друг с другом. Для аудиовизуального направления расчетной единицей становится время и внимание зрителей. Оплата осуществляется косвенным путем через покупку продукции или услуг, рекламируемых потребителям в эфирное время. В печатном деле покупатели оплачивают новый номер газеты или журнала, либо подписку из собственного кармана.

Процессы глобализации характерны для рынка СМИ. Ей способствует научно-технический прогресс, позволяющий передавать информацию на большие расстояния, сохраняя ее качество. С юридической стороны обеспечивается правомерность получения доходов при реализации продукции СМИ, распределяется доля прибыли в зависимости от участия в проекте и прав собственности.

Распространение информационного товара определяется особенностями национального производства. Мировой рынок СМИ находится в зависимости от продукции США, особенно направление аудиовизуального контента. Именно здесь сформировалась индустрия большого кино, а также коммерческое телевидение и крупные печатные таблоиды. Европейская отрасль СМИ стремится к сохранению собственной самобытности и распространению национальных ценностей и идей.

Экономика культурной глобализации

Распространение информационного продукта в мире с одной стороны легко осуществимо. С другой, производителям необходимо учитывать специфику рынка, на который они хотят выйти. Для того, чтобы выстроить стратегию успеха медиапредприятия обращаются к теоретическим основам и социологическим исследованиям. Эти данные позволяют оценить поведение аудитории, ее вкусы и предпочтения. Интересно обратное влияние СМИ на массовое сознание. Ученые сошлись во мнении, что СМИ оказывает эффект при распространении информации, ценностей и идей, но не является единственным источником влияния.

Современные исследования потребителей СМИ конкретизируются такими параметрами, как:

  1. Социальные условия.
  2. Исторические события.
  3. Культурные ценности.
  4. Общественные нормы.

Новые концепции изучения рынка СМИ заставляют производителей информационного продукта пересматривать принципы создания программ. Одни концепции говорят о том, что потребители запоминают лишь ту информацию, которая отвечает их представлениям о мире и ценностях. Ряд ученых предполагает, что познание мира людьми происходит через анализ взглядов близких по духу людей. Так же определяются маргинальные и господствующие точки зрения. Американские исследователи говорят о том, что СМИ вызывают зависимость. Жизнь человека начинает определяться теми ценностями и идеями, которые транслируются медиапредприятиями по всему миру. Еще одна концепция говорит о том, что населения выбирает лишь ту часть информационного контента, которая несет для них познавательную или развлекательную ценность. Востребованным становится продукт, способный удовлетворить потребности индивида.

Замечание 1

Таким образом, процесс культурной глобализации порождает множество новых вопросов. Она влияет на формирование научных течений и прикладных дисциплин, формирование принципиально новых взглядов, идей и ценностей в обществе.

Дата последнего обновления статьи: 05.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot