Общая характеристика правовой базы конкуренции
Правовые основы конкуренции закрепляются в различных нормативных документах.
В главном законе страны – в Конституции Российской Федерации – закрепляются основополагающие принципы функционирования рыночной экономики – свобода предпринимательства и поддержка конкуренции (статья 8), а также установлен запрет в отношении осуществления недобросовестной конкуренции и монополизации (статья 34).
Кроме того, территория Российской Федерации признается единым экономическим пространством, обеспечивающим свободу перемещения финансовых средств, услуг и товаров.
Закрепленные в Конституции принципы получают развитие в таких нормативных документах, как Гражданский кодекс РФ, законы «О естественных монополиях», «О защите конкуренции», «О рекламе».
Законодательный подход к понятию конкуренции и значению ее государственного регулирования
Термин «конкуренция» закреплен в Федеральном законе «О защите конкуренции», в соответствии с которым под конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов, не обладающих или ограниченных в возможности собственными действиями оказывать влияние в одностороннем порядке на условия товарного обращения на конкретном рынке.
С правовой точки зрения конкуренция рассматривается как обязательное условие, наличие которого обеспечивает осуществление и развитие предпринимательства.
Объектами конкурентной борьбы могут выступать ресурсы, необходимые для осуществления производства услуг и товаров, потребители, инвестиционные проекты, сегменты рынка или рынок в целом.
Результатом конкуренции является направление ресурсов в те отрасли производства, продукт которых пользуется наибольшим спросом у потребителей, что обусловлено борьбой в отношении потребительского спроса. Механизм конкуренции выступает одним из саморегуляторов рынка, действующим даже без применения административного принуждения и позволяющим хозяйствующим субъектам получать положительный финансовый результат. Таким образом, конкуренцию модно назвать одним из наиболее существенных преимуществ рыночной экономики.
При этом отсутствие государственного вмешательства в процесс регулирования конкуренции грозит негативными проявлениями, способными дестабилизирующе влиять на экономическую ситуацию. Каждый отдельный хозяйствующий субъект ориентирован на достижение основной цели – получение прибыли, то есть его основная задача на рынке состоит в извлечении выгоды.
В условиях отсутствия контроля, направленного на защиту конкуренции, участники рынка могут использовать такие методы и приемы соперничества, которые не только не окажут положительного влияния на развитие их собственного бизнеса, но и отрицательно скажутся на всей экономике в целом. Примерами таких приемов являются следующие: приобретение патентов без намерения использовать объекты, которые они защищают; реклама, содержащая дискредитирующую конкурентов информацию; введение потребителей в заблуждения посредством предоставления ложной информации об услугах и товарах и так далее.
Таким образом, необходимость государственного регулирования конкуренции обусловлена объективными причинами, выражающими в необходимости определения правил поведения на рынке.
В сфере правового регулирования государство должно сосредотачивать усилия на поддержании конкуренции, осуществляемой в рамках правого поля, то есть добросовестной, посредством наделения предпринимателей правом осуществления конкурентной борьбы в пределах установленных правовых границ ее допустимости.
Правовые основы противодействия монополизации экономики
Конкуренция не может рассматриваться исключительно в положительном аспекте, поскольку ее усиления может создать предпосылки для развития монополии. Определение монополистического положения на рынки в рамках правовой базы дается через понятие «доминирующее положение» субъекта хозяйствования на рынке, под которым понимается положение экономического субъекта или группы субъектов на конкретном рынке, наделяющее его возможностью оказания решающего влияния на условия функционирования этого рынка и затруднения проникновения на этот рынок других субъектов. Для определения доминирующего положения субъекта установлены определенные числовые критерии:
- более чем 50-типроцентная доля субъекта на рынке конкретного товара (исключение: при рассмотрении нарушения антимонопольного законодательства установлено, что наличие такой доли не обеспечивает доминирования на рынке);
- менее чем 50-типроцентная доля субъекта на рынке конкретного товара (при условии установления антимонопольным органом доминирующего положения субъекта).
Для определения доминирующего положения группы субъектов установлены определенные числовые критерии:
- более чем 50-типроцентная совокупная доля трех (или менее) субъектов на рынке конкретного товара (исключение: доля одного из субъектов не превышает 8-ми процентов);
- более чем 70-типроцентная совокупная доля пяти (или менее) субъектов на рынке конкретного товара (исключение: доля одного из субъектов не превышает 8-ми процентов);
- неизменность или малая изменчивость долей субъектов на рынке в течение длительного периода времени (либо более одного года, либо в течение срока существования рынка), затрудненность доступа на рынок;
- отсутствие товаров-субститутов, низкая чувствительность спроса к цене, неопределенность доступности информации о рынке.
Данные критерии не распространяются на финансовые организации. Понимание доминирующего положения может расширяться федеральными законами, которые могут устанавливать 35-типроцентный критерий определения доли рынка.
Для финансовых организаций критерии доминирующего положения устанавливаются Правительством, согласовывающим их с Центробанком. Законодательством допускается существование естественных монополий.