Конкуренция в экономике
Конкуренция – это состязание между субъектами хозяйствования за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
В экономике рассматривают деловую конкуренцию, которая возникает по причине пересечения интересов субъектов экономики. Она характерна для рыночной модели хозяйствования, так как именно эта модель предусматривает свободу экономических агентов. Субъекты могут действовать в собственных интересах, и в какой-то момент времени их интересы начинают пересекаться, что и порождает соперничество.
Конкуренция характеризуется тремя аспектами:
- Правила едины для всех участников рынка.
- Участники соперничают друг с другом за более выгодные условия.
- Конкуренция способствует саморегулированию рынка.
Экономическая теория рассматривает совершенную конкуренцию или идеальную модель рыночных отношений. В ней множество субъектов находятся в равном положении, имеют полный доступ к информации, поэтому не могут оказывать существенного влияния на структуру рынка. Это идеальная модель, на которую ориентируются государственные органы власти при выработке политических решений в сфере управления экономикой.
Несовершенная конкуренция является практическим проявлением соперничества. Она характеризуется асимметричность информации, так как не все участники рынка имеют равный доступ к данным, отсюда происходит перекос в построении отношений. У одних субъектов есть преимущества, у других нет.
Формами несовершенной конкуренции являются монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Конкуренция может развиваться и между покупателями, тогда речь идет о монопсонии и олигопсонии. В любом вышеперечисленном случае, власть принадлежит ограниченному числу участников, поэтому они обладают существенными преимуществами перед другими субъектами.
Таким образом, конкуренция является частью рыночных отношений. Она проявляется там, где пересекаются интересы продавцов или покупателей. Именно конкуренция приводит в действие рыночный механизм, который уравновешивает между собой спрос и предложение и способствует установлению равновесной цены.
Монополии
Монопольной властью обладают предприятия, которые производят уникальный товар, аналогов которому нет. Они могут устанавливать объем выпуска или варьировать цену в зависимости от собственных желаний. Особое место занимают естественные монополии, которые складываются в отраслях, где выгода от деятельности проявляется только при отсутствии конкуренции.
Регулирование монополий осуществляется антимонопольным законодательством, предназначенным для ограничения влияния предприятия на рынок, а также для предоставления доступа к товарам и услугам компании широкому кругу потребителей.
Существуют случаи, когда несколько предприятий, производящих однородный продукт, объединяются для установления власти над рынком. Создание картелей в большинстве современных стран запрещено. Однако, существуют страны, где картели являются основным источником дохода государства, поэтому их образование негласно поддерживается властью.
Стоит отметить, что монополист не может поднимать цену сколько угодно много. Существует предел, выше которого человек откажется от покупки, что сократит доходы предприятия. Динамика спроса на продукцию монополии совпадает с динамикой спроса в отрасли. Из-за этого предельный доход не является постоянной величиной, поэтому рост продаж будет снижать его величину.
Если рассматривать стандартную модель монополии, то предприятие стремится поднять цену при сохранении существующего объема выпуска. Результатом становится неэффективность перераспределения ресурсов. Равновесие на рынке нарушается. Монополии со временем теряют эффективность, так как их не подстегивает конкурентная борьба.
Конкуренция и монополия: их взаимосвязь и роль в современной экономике
Монополия проявляется тогда, когда весь объем предложения отрасли концентрируется у одного предприятия. Вход для других производителей заблокирован. Несовершенная конкуренция существовала всегда, хотя изучать ее стали относительно недавно. Она стала следствием концентрации капитала и стремления субъектов распространить свою власть на весь рынок. Одним из стимулов к появлению монополий стало установление власти над источниками ресурсов.
Основным признаком монополии является установление монопольных цен и получение монопольной прибыли. Положение фирмы может быть естественным, когда в ее доступе находятся редкие невоспроизводимые ресурсы. Они возникают и тогда, когда необходимо производить услугу с помощью совокупности предприятий. Эта услуга обычно носит общественно значимый характер. Если до двадцатого века монополии появлялись ограниченным числом, то далее монополизация становится закономерностью. Это объясняется естественной потребностью успешного предпринимателя распространить свое влияние на внутренний, а затем, на международный рынок.
На монополизацию влияют и такие факторы, как:
- Условия производства.
- Конкуренция.
- Усиление организующего начала.
Не менее сложной формой является монопсония, когда власть на рынке принадлежит единственному покупателю. Множество фирм борется за его внимание и средства. Часто этим покупателем выступает государство, например, закупающее средства вооружения.
Таким образом, монополия стала естественным продолжением конкурентной борьбы между компаниями. Она возникает там, где нет широкого доступа к ресурсам, либо деятельность регламентируется строгими требованиями государства. Пороги входа настолько высоки, что издержки от запуска производства окупятся не скоро. Проблема монополий заключается в том, что они перестают развиваться и ориентироваться на потребности спроса. Конкурентный механизм в данном случае не срабатывает, поэтому требуется вмешательство государственной власти. Через антимонопольное законодательство оно влияет на работу монополий.