Роль образования в современном обществе
Образование – это процесс обучения и воспитания индивида, а также знания, которые приобретаются человеком в период обучения либо повышения собственной трудовой квалификации.
Общее представление об образовании характеризует его как процесс формирования интеллекта индивида. Накопленный опыт передается из поколения в поколение, создавая культуру отдельной страны или нации. Культура представляет собой опыт общества, коллектива людей. Образование осуществляется обществом с помощью специализированных учреждений:
- Детские сады.
- Школы.
- Колледжи.
- Университеты.
При этом сохраняется возможность самообразования. В последнее время набирает популярность дистанционное обучение, позволяющее сэкономить время и денежные средства на обучение. Образование определяют как процесс обучения индивида дисциплинам, необходимым для осуществления трудовой деятельности в будущем. В детских садах и школах даются общие знания и навыки. По мере взросления обучение начинает специализироваться на отдельные области научного знания.
В современном обществе право на образование подтверждено международными и государственными правовыми актами. ООН в 1962 году был принят международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека, закрепляющий право каждого индивида на образование.
Демократическое общество настроено критично по отношению к обязательному государственному образованию, так как оно может использоваться в качестве инструмента обезличивания человека. Представители либерального общества все больше ратуют за частное и домашнее образование.
Рыночная экономика, развитие высоких технологий вывели на первый план знание, как основной товар и ресурс. Чтобы поддерживать высокий уровень доходов, обеспечивать свой комфорт и жизнедеятельность современному человеку необходимо обучаться на продолжении всей его жизни.
Образование в развитых странах
Образование в стране представляет собой иерархическую систему учебных заведений, которая позволяет каждому гражданину получить знания и навыки, необходимые для осуществления желаемой профессиональной деятельности. В каждой стране существуют свои особенности организации образовательного процесса.
В большинстве бывших британских колоний сохраняется английская система образования. Австралия предлагает курсы, которые способны удовлетворить практически любые запросы. Со стороны государства осуществляется тщательный контроль над учебными заведениями, программами обучения и так далее. Австралийское образование доступно не только гражданам страны, но и представителям зарубежных государств. Школьное образование занимает 12 лет, причем 70% школьников обучается в государственных школах. Среднее специальное образование получаю в колледжах, а высшее в университетах.
Многовековая образовательная традиция Великобритании сохраняется по сей день. Все британские дети согласно законодательству поступают в школу в пять лет и заканчивают ее в шестнадцать. Школа делится на несколько уровней. По окончании среднего образования, выпускник получает свидетельство, позволяющее ему осуществлять трудовую деятельность. он так же может пойти в колледж, поступить в университет.
Польская школа дает общее образование первые восемь лет, затем дети переходят в специализированный лицей. Высшее образование организовано, как и в других европейских странах. В Чехии дети начинают обучение в 6 или 7 лет. В 11 лет они переходят в гимназию, где изучают ряд обязательных предметов и часть предметов на выбор. После 16 лет школьники могут продолжить обучение в гимназии, чтобы получить диплом и поступить в университет, либо перейти в колледж.
Половина 12 летнего обучения в Японии приходится на начальные классы, что вызвано сложностью изучения родного языка. Особое внимание уделяется истории собственной страны. После школы ученики могут поступить в университет. В Китае существует дошкольное образование, начинающееся с трех лет. Дети поступают в школу в шесть. Важной частью школьной программы является спортивная подготовка. Средняя школа состоит из трех ступеней, на каждой из которых изучается определенных набор предметов.
В Америке отсутствует единая система образования. За управление образованием отвечает правительство штата. 10 поправка к Конституции США запрещает государству вмешиваться в общеобразовательный процесс. Несмотря на это образовательные программы большинства штатов схожи.
Место образования в экономике иностранных государств
Развитые страны находятся на пути перехода от индустриального общества к постиндустриальному. В последнем ценится информация и полученные знания. Предприниматели понимают, что эффективность их бизнеса во многом зависит от человеческого капитала, умения мыслить новаторски и находит принципиально новые идеи для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Исследования мировой экономики показали, что экономический рост на сегодняшний день зависит от:
- Темпов и масштабов развития науки и техники.
- Уровня подготовки и квалификационного состава работников.
- Степени прогрессивности научно-производственного труда.
Сейчас ценится ускоренная реализация инновационных проектов, качество и объем инвестиций. На темпах экономического роста сказываются научные исследования и разработки. В развитых странах система высшего образования направлена именно на подготовку ученых, а не специалистов, как в России. Такой подход сказывается на производительности труда, положительной динамике макроэкономических показателей. Вклад технологических изменений в экономику США оценивается в 30-40% прироста производительности. Инвестиции в человеческий потенциал позволяют развитым странам формировать долгосрочное конкурентное преимущество, обеспечивая себя уникальными знаниями.
Инвестиции в образование позволяют повысить творческий потенциал рабочей силы. Затраты проводятся единовременно, но дают длительный положительный эффект. Важно, чтобы знания обновлялись в период устаревания уже имеющихся. При этом образовательный процесс должен быть построен так, чтобы база знаний постоянно обновлялась.