Роль олигополии в экономике
В большинстве стран мира, и в России в том числе, уже многие годы действует конкурентный рынок. Конкуренция подразумевает большое количество продавцов на рынке с разнообразным ассортиментом товаров и услуг. Конкуренция преследует правильные цели, чем здоровее она, тем лучше процессы ценообразования, качества товара и услуг, растут показатели сервиса и т.д.
Хоть рыночные отношения и предполагают конкурентную среду, но такая среда не всегда однородная, она способна видоизменяться, приобретать другие формы под естественными или искусственными факторами рыночных отношений.
Рынок развивается в определенной степени сам по себе, государство лишь косвенно его пытается регулировать. Олигополия, как особая форма конкуренции, образуется сама по себе, по ряду естественных причин.
Олигополия не является как положительным, так и отрицательным явлением.
Олигополия – это разновидность конкурентной среды на рынке.
Олигополия представляет собой правление на рынке определенного узкого круга производителей, которые выпускают схожий по различным признакам товар, господствующий на этом рынке.
Все производители на олигополистическом рынке вправе и имеют возможность производить любой товар на олигополистическом рынке, как стандартизированный, так и дифференцированный.
Цели олигополии
Рынок олигополии преследует различного рода цели, которые должны способствовать развитию и расширению границ этого рынка:
- Цель, направленная на повышение уровня качества производимого товара на рынке олигополии. Так как количество участников рынка олигополии ограничено, ввиду этого нормальной конкуренции внутри него не образуется, хотя известно, что высокий уровень конкуренции повышает качество товара. Поэтому основополагающей целью олигополии считает как раз повышения качества товара, который производится внутри этого рынка;
- Цель, направленная на саморегулирование ценовой политики внутри рынка. Когда фирмы находятся в благоприятных условиях, начинают объединяться вместе, тем самым выдавливая мелкие предприятия с рынка, то все это может привести к тому, что фирмы – альянсы начнут диктовать рынку свои цены, что будет способствовать не снижению цен на товар, а, наоборот, повышению. Это негативно скажется на конкурентном рынке в целом, поэтому основная цель олигополии удержать ценовую политику, сделать ее самостоятельной;
- Цель, направленная на недопущение монополистического характера внутри рынка. Олигополистический рынок, особенно, когда он находится в форме жесткой олигополии, может перерасти из олигополистического в монополистический, а это недопустимо в условиях конкуренции. Поэтому еще одной важной целью олигополии является удержание олигополистической структуры.
Основные цели олигополии сводятся к удержанию товара на рынке, а также не допущению монополистического строя и стабилизация ценовой политики в рамках существующего рынка сбыта.
Основные причины олигополии
Главным вопросом конкурентного рынка является то, почему внутри него возникают олигополия. Причины олигополии различны.
Первой основной причиной возникновения олигополии является то, что фирма, завоевав успеха на рынке, стремится бесконечно расширять масштабы своей деятельности. Это происходит различными способами, может происходить за счет дополнительных вливаний финансового характера или за счет образования альянсов (слияние компаний на добровольной основе). Такой значительный рост и расширение масштабов производства приводит к высокому росту доли рынка, превращая данную нишу в олигополию;
Вторая основная причина возникновения и расширения границ олигополии – это слишком высокие барьеры для входа на данный вид рынка. Новые фирмы просто не могут и не имеют возможности пробиться на такой рынок, его давят различного рода факторы, господствующие на таком рынке.
Итак, высокие барьеры входа на олигополистический рынок сводятся к следующим причинам:
- Отсутствие большого начального капитала. Фирма, чтобы существовать на олигополистическом рынке, должна обладать огромными финансовыми ресурсами, чаще всего измеряемыми миллиардами долларов, такой финансовый потенциал позволит выйти на рынок и составить конкуренцию, преимущественно в цене товара. Но надо заметить, что большая часть фирм не располагает такими возможностями, поэтому и не пытается войти на такой рынок, понимая, что это почти бесполезно;
- Наличие патентов на определенный вид деятельности, патент сильно ограничивает условия входа на подобный рынок. Патент – это право обладания на конкретный вид товара, где другая фирма не имеет право создавать и продавать аналогичный товар, что и создает олигополистический рынок;
- Глобальная рекламная деятельность, требующая больших затрат, является приоритетным условием олигополистического рынка. Здесь надо заметить, что не каждая фирма готова платить за рекламу столь большие деньги и формировать рекламный бюджет такого уровня.
Конкуренция на рынке становится олигополистической, если реализуются следующие условия:
- У фирмы есть несомненное преимущество на рынке – низкая себестоимость производимого товара по сравнению с другими фирмами – конкурентами. При том же качестве товара, низкая себестоимость обеспечивает высокий рост продаж, а значит быстрое и эффективное процветание компании на рынке. Такие фирмы и формируют олигополию;
- Когда компании, достигшие успеха на рынке, начинают проводить политику «высоких барьеров», где реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на усложнение конкурентных отношений и формирование мини – монополии по средствам объединения компаний в одну.
Таким образом, причин олигополии не так много, также надо отметить, что ее возникновение достаточно естественный процесс, который возникает в случае, если у некоторых компаний неожиданно образуются дополнительные преимущества перед другими участниками рынка. В этом случае начинается быстрый «подъем» компании, что позволяет оставлять конкурентов позади.