Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика и основные черты олигополии

Формы конкурентной борьбы на рынке

В большинстве стран миры произошел переход к рыночной модели экономических отношений. Такая модель позволяет экономике быстро реагировать на потребности общества, через гибкое изменение ее структур и институтов. Основными признаками рыночной экономики являются свободное предпринимательство, где цены формируются самостоятельно участниками рынка, исходя из его конъюнктуры и собственных целей. Покупатель независим в своем потребительском выборе. Цена характеризуется предельной полезностью конкретного экономического блага для данного индивида. Важным движущим фактором рыночных отношений является конкуренция.

Определение 1

Конкуренция – это особое взаимодействие субъектов рынка, направленное на получение лучших условий и максимизации собственного дохода.

В настоящее время конкурирование в ценовой политике стало не столь эффективным, поэтому предприниматели прибегают к различным нестандартным решениям для их бизнеса. В целом, влияние конкуренции оказывает благотворное воздействие на развитие рыночных отношений, внедрение новых технологий и научно – технический прогресс. В конечном итоге конкурирование за потребителя устанавливает относительно равновесие фирм, создавая благоприятные условия как для производителей, так и для покупателей.

Существует совершенная и несовершенная конкуренция. Первая представляет собой идеальную модель рынка, где все участники действуют независимо друг от друга и не влияют на цены и объемы сбыта. В реальном мире действуют следующие виды несовершенной конкуренции:

  • монополии или рынки одного продавца;
  • олигополии, где действует несколько производителей;
  • монопсонии или рынки одного покупателя;
  • олигопсонии или рынки нескольких покупателей;
  • рынки монополистической конкуренции, где множество производителей борются за долю рынка, создавая дифференцированную продукцию или услуги.
«Характеристика и основные черты олигополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные черты олигополии

Одним из видов несовершенной конкуренции является олигополия. Она представляет собой рыночную структуру, где действует от двух до двадцати четырех крупных компаний. Подобный вид рынка характерен для отраслей, производящих высокотехнологичные и сложные продукты или услуги. Олигополии существуют в сфере поставки ресурсов, в тяжелой промышленности, машиностроении, химической промышленности, самолето- и судостроении, автомобильной отрасли и других.

Основными чертами этой рыночной структуры можно назвать следующие признаки:

  1. Продукция на таком рынке может быть однородной (например, алюминий), а может быть дифференцированной (автомобилестроение). Тогда различают чистую и дифференцированную олигополии.
  2. На долю олигополии приходится большая доля рынка. Например, в Америке действует всего лишь восемь компаний, производящих оборудование для фотосъемок. На их долю приходится 85% рынка.
  3. Предложение на рынке сосредоточено в руках нескольких крупных предприятий, определяющих объемы продаж и цены.
  4. Очень высокие барьеры для входа на рынок. Связанно это с тем, что олигополии в основном возникают в высокозатратных сферах деятельности, где участники рационально используют ресурсы. Кроме того, для вхождения на рынок могут потребоваться государственные разрешения, лицензии, патенты, что так же требует определенного количества времени и денежных затрат.
  5. Крепкая взаимосвязь игроков олигополии приводит к ограниченному контролю цен. Изменять цены могут только наиболее крупные игроки при определенных условиях.
Замечание 1

Олигополия является одной из самых распространенных форм рыночных структур. Обычно она формируется в ходе естественной саморегуляции рынка, когда слабые предприятия постепенно теряют своих покупателей и объявляют себя банкротами. Иногда, участники рынка могут договориться и разорить конкурента, а затем купить его полностью, либо выкупить контрольный пакет акций. Постепенное поглощение более слабых предприятий приводит в конечном итоге к формированию крупных корпораций, которые делят между собой рынок.

Помимо конкуренции, олигополии формируются под влиянием масштабирования бизнеса. Так как вышеперечисленные отрасли являются высокозатратными, то только за счет увеличения масштабов производства предприятиям удается окупать своих расходы и получать прибыль. Крупные масштабы предприятий позволяют им сохранять высокие барьеры входа на рынок для новичков, так как для них практически нет свободной доли рынка.

Характеристика олигополии

Характер олигополии во много определяется ее отличительными особенностями. По сравнению с рынком монополии или рынком монополистической конкуренции. В основе олигополии лежат принципы наиболее приближенные к реальным процессам в экономике. Так для монополистической конкуренции наукой допускается выпуск однородной продукции, а для монополий создание дифференцированной продукции. В олигополии же возможно и реально выпускается продукция обоих видов.

Замечание 2

Для удобства анализа дифференцированной олигополии всю группу выпускаемых субститутов принимают за однородный продукт. Обычно, для такой рыночной структуры характерен выпуск однородных товаров и услуг.

Особое положение в понимании характера олигополии занимает цена. С одной стороны, «рынок нескольких» создает продукцию для множества мелких покупателей, которые не оказывают влияния на формирование цены. С другой стороны, сами олигополисты влияют друг на друга. Любые ценовые изменения приводят к общему сдвигу в отрасли. Уменьшение объема продаж может сыграть на руку конкурентам, поэтому предприятию в олигополии необходимо найти свой баланс спроса и предложения, обеспечивающий доход.

Еще одной особенностью олигополии является возможность ее участников договариваться. Они могут обговорить цены, либо их пороговые значения. Начало ценовой войны, рассмотренной в модели Бертрана, может привести к тому, что все участники рынка выйдут на нулевую прибыль, покрывая лишь свои расходы. При сговоре так же есть вероятность, что кто-то из игроков передумает и будет действовать согласно собственным целям.

Олигополию отличают высокие пороги входа. Однако, здесь так же все зависит от «дружности» участников олигополии. При входе нового игрока они могут договориться и установить цены на продукцию, которая сможет лишь покрывать расходы нового игрока. Так, они вынудят его открыть небольшое предприятие с высокими средними издержками, либо же крупное предприятие, которое не сможет окупиться.

Бывают ситуации, когда участники олигополии начинают поднимать цены на продукт. Например, один из участников является лидером цен. Тогда происходит общее уменьшение объемов продаж, что освобождает долю рынка для новичков.

Дата последнего обновления статьи: 05.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot