Определение и сущность государственного долга
Долг государства обычно представлен двумя формами – теоретической и материальной. В дисциплине о финансах это понятие представляет собой часть заемных средств, полученных государством в той или иной форме. Долг по своей природе состоит из финансовой и кредитной части. То есть, он дает возможность распределять финансы, а также обладает признаком возвратности, характерным только для кредитов. В практике долг государства выступает инструментом управления, связывающим налоговую и денежно-кредитную политику.
Государственный долг с точки зрения экономической науки представляет собой хозяйственные отношения, складывающиеся между государственными органами управления и экономическими субъектами, а также с другими странами, международными финансовыми организациями, где страна выступает заемщиком средств или гарантом.
Структурно долговые обязательства государства включают в себя следующие элементы:
- финансовые;
- административные;
- вероятностные и неучтенные задолженности;
- задолженности в сфере пенсионного и страхового обеспечения.
Большую часть государственного долга составляет задолженность по финансам. Она включает в себя займы и кредитные средства, привлеченные для бюджетного регулирования. К административной задолженности относят различного рода задержки выплат социального характера. Например, уплату заработной платы бюджетникам. Это происходит по причине несвоевременного пополнения бюджета, либо ошибок его планирования. Обычно административная задолженность не учитывается в государственном долге, однако, является индикатором нарушений в сфере финансового обращения. Обусловленные обязательства государства связаны с предоставлением поручительств и гарантий от лица государства. Проблема данной части долга заключается в том, что заемщики с определенной долей вероятности могут не вернуть средства. Поэтому необходим строгий учет и управление задолженностью, в целях ее дальнейшего погашения.
Виды долга государства, причины его возникновения
С точки зрения материальной составляющей, долг государства представляет собой комплекс всех обязательств перед различными типами кредиторов. К данной категории относят так же долговые обязательства и поручительства третьих лиц. Обычно, понятие долга закреплено в законодательной базе государства. Если говорить о законах Российской Федерации, то государственный долг включает в себя следующие составляющие:
- Часть долга образуется в ходе размещения фондовых инструментов на рынках ценных бумаг от лица государственных и муниципальных органов управления.
- Заключенные между национальными субъектами и государство договора и соглашения, а также между нерезидентами, иностранными организациями и государством различного рода заимствования на возвратной основе.
- Если государство выступает гарантом возврата заемных средств, то сама задолженность формируется на муниципальном или государственном уровне.
- Часть долга включает в себя любые задержки по перечислению или движению бюджетных денежных средств. Сюда относят финансирование различного рода программ, реформ, субсидий, а также обычное перетекание средств из бюджетов различных уровней.
Долг государства имеет множество видов. Основными из них можно назвать следующие. Капитальный долг представляет собой всю сумму государственных обязательств, которые еще не начали оплачивать. Если сроки платежей уже наступили и выплаты начались, то речь идет о текущем долге. По уровню формирования долг может быть общегосударственным, федеративным, муниципальным. Валюта расчета разделяет долго на внутренний и внешний. Первый показывает обязательства перед собственным населением и национальными экономическими субъектами. Второй - это долг иностранным государствам, их гражданам и коммерческим организациям.
Особенности долга государства перед внутренними и внешними субъектами
Сам долг государства имеет достаточно сложную структуру. В целях контроля и фиксации всех видов задолженностей его классифицируют по следующим параметрам:
- в зависимости от органа, осуществляющего управление – общегосударственный, государственный, муниципальный, долг государственных корпораций;
- по отношению к социально-экономической жизни общества – активный и пассивный;
- по срокам выплат – капитальный и текущий;
- в зависимости от источника финансирования – внутренний и внешний.
По принципу заимствования выделяют внутренний долг и внешний. Если обязательства рассчитаны в валюте иностранного государства, то они относятся к внешней задолженности. Если оценка ведется в национальной валюте, то - к внутреннему долгу. Так же учитывается категория субъекта, имеющего акции или облигации. Соответственно, фондовые инструменты резидентов входят в состав национального, а нерезидентов – внешнего.
В сфере социально-экономических отношений долг используется в качестве инструмента внутренней политики. Активная его часть применяется в случае проведения реформ, либо изменений в социальной и бюджетной сферах. Пассив долга используется для пополнения бюджета при тенденциях к формированию дефицита.
Долг может включать в себя разнообразные формы обязательств. В основном выделяют облигационную и необлигационную форму. Они могут быть представлены фондовыми инструментами, различными видами займов, гарантий, поручительств.
Займы облигационного характера классифицируются, как кредитные средства. К их отличительным свойствам относятся срочность погашения, скорость обращения или ликвидность, сроки оформления, особенности эмитента, будущая доходность.
Управление долгом является одной из приоритетных задач государственного аппарата. Для того, чтобы отслеживать все каналы займов проводится его классификация и осуществляется контроль над соблюдением основных его параметров, а именно, сроков погашения, суммы возврата. Связано это с тем, что часть обязательств носит вероятностный характер. Именно поэтому, необходимо четко отслеживать структуру долга, вести учет всех операций, для того, чтобы получить своевременное и максимально полное возмещение.