Определение предложения
Предложение – это понятие экономики, определяющее весь объем продукции, который поставлен на рынок субъектами хозяйствования по разным ценам в рамках одного временного промежутка
Объем предложении показывает то количество блага, которое может выпустить производитель по конкретной цене в определенной промежуток времени. При этом влияние других факторов не учитывается. Под величиной предложения понимается количество товаров или услуг, которые уже продаются на рынке.
По форме предложение может быть индивидуальным, то есть это предложение, исходящее от одного продавца. Общее предложение подразумевает всю совокупность готовой продукции, предлагаемой всеми участниками экономических отношений. Предложение, как и любое другое явление экономической системы, подвергается воздействию различных внешних факторов. К ним относят:
- Колебание цен на природные ресурсы, то есть изменение стоимости факторов производства. Эта ситуация приводит к снижению объема предложения.
- Технологические изменения в производстве, способные увеличить предложение продукта
- Колебание цен на однородные и взаимозаменяемые товары.
- Любые изменения в налоговом законодательстве.
- Психологические ожидания субъектов.
- Изменение числа контрагентов.
В экономике рассматривается общее предложение, где продукцию или услуги поставляют сразу множество субъектов хозяйствования. Оно определяет то количество готовых благ, которое производители способны выпустить в действующей рыночной ситуации. Определяющим фактором предложения выступает предъявляемый со стороны покупателей спрос.
Функция предложения
Выше были рассмотрены факторы, способные оказать воздействие на изменение объема предложения на рынке. Для того, чтобы определить зависимость объема предложения от воздействия этих факторов, используют функцию предложения. Факторы в исследовании определяются как детерминанты, то есть такие элементы рынка, которые оказывают прямое воздействие на способность субъектов формировать необходимый объем предложения. Все действующие факторы принято делить на две большие группы:
- Ценовые. В исследованиях обозначаются $Px$.
- Неценовые. Здесь выделяют природные ресурсы – $Pn$, капитальные ресурсы – $Pk$, трудовые ресурсы $Pw$, количество продавцов на рынке – $M$, влияние технологий – $H$, влияние налогов - $T$, психологические ожидания производителей – $E$. Функция предложения выражается следующим уравнением:
$Q = f (E, T, H, Pw, Pk, Pn, Px)$
Если считать, что все факторы остаются неизменными, тогда объем предложения будет напрямую зависеть от цены и выражаться формулой:
$Q = f (Px)$
Функция предложения графически выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Функция предложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если следовать кривой предложения, то можно увидеть, что при росте цены объем предложения так же увеличивается и наоборот. При движении самой кривой вправо или влево происходит изменение самого предложения, как правило, под влиянием одного из неценовых факторов. Факторы считаются неизменными только для очень короткого промежутка времени. Если анализируется среднесрочный период, что часть факторов в нем является постоянной, а часть переменной. Для долгосрочного периода все факторы становятся переменными.
В кратчайшем периоде не всегда наблюдается рост предложения, даже при росте спроса и цен. А вот в коротком периоде предложение начинает догонять объем предъявляемого спроса. В длительном периоде увеличение потребностей покупателей всегда приводит к росту объема предложения.
Следствие из функции предложения
Функция предложения показывает зависимость объема выпускаемой продукции от спроса и цены. В экономической теории принято считать, что предложение зависит от колебания цены. При ее росте увеличивается предложение. Если цена уменьшается, уменьшается и объем предложения. Эта зависимость называется законом предложения. Рассмотренные выше факторы так же влияют на рост цен или их снижение, а значит, увеличивают или уменьшают предложение.
Например, увеличение цен на факторы производства ведет к общему удорожанию производственного процесса. Растут производственные затраты, кривая предложения двигается влево, так как происходит уменьшение его объемов. Внедрение новых технологий, как правило, ведет к снижению затрат в долгосрочном периоде. Это благотворно влияет на рост объемов выпуска. Чем больше продавцов на рынке, тем сильнее кривая предложения смещается вправо. Происходит рост предложения. Налоги производителями рассматриваются в качестве издержек. Если налоговые ставки растут, растут расходы, а значит, сокращается объем производства. Если производители ожидают роста цен, то они могут искусственно снизить объем выпускаемой продукции.
Считается, что рыночная система отношений обладает механизмом саморегулирования. Его работа зависит от объема предъявляемого спроса и доступного предложения. Со временем эти две величины стремятся к равновесию, когда ни один участник рынка не стремится к изменению текущей ситуации. Показателем наступления равновесия на рынке является равновесная цена. Она представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения:
Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Характерными чертами рыночного равновесия являются следующие условия:
- Количество предложения и спроса равны между собой.
- Цена спроса и предложения так же равны. Равновесная цена показана точкой $E$.
- Ни покупатели, ни продавцы не хотят изменять действующую рыночную ситуацию.
Любое отклонение от точки $E$ ведет к потере равновесия. При цене $P_1$ формируется перепроизводство, то есть переизбыток выпускаемого товара. При цене $P_2$ возникает дефицит товаров и услуг.