Общие сведения об институтах
Социально-экономическая система Российской Федерации (как и большинство других стран мира) в современных, качественно новых условиях хозяйствования (переход к постиндустриальному и информационному обществу, углубление международного разделения труда, развитие экономической глобализации и т.д.) претерпевает существенные изменения. Одно из направлений этих изменений проявляется в структурной перестройке всех социально-экономических отношений.
Стратегические направления трансформации социально-экономической системы предопределены институтами и институциональной структурой общества. В самом общем смысле слова институт представляет собой совокупность норм права, которые определяют содержание и формы реализуемых в обществе социально-экономических отношений. Упорядоченное расположение институтов и институциональных составляющих, между которыми существуют тесные взаимосвязи, представляет собой институциональную структуру.
Важное значение отводится вопросам развития институциональной структуры общества. А оно (развитие) преимущественно осуществляется по следующим направлениям: формирование конкурентной среды, развитие рынков земли, недвижимости и капитала, создание системы социального обеспечения населения и т. д.
Разновидности социально-экономических институтов
Как правило, институциональную систему рассматривают как сложную многоуровневую систему. Точнее говоря, она состоит из пяти уровней социально-экономических институтов:
- первый уровень представлен институтами, содействующими приспособлению экономических агентов и социальных групп к определённым условиям;
- второй уровень представлен такими сложносоставными институтами, как домохозяйства и предприятия;
- третий уровень представлен международными институтами, которые согласуют действия основных субъектов экономической деятельности (предприятиями, банками, государственными организациями);
- четвертый уровень представлен институтами, занимающих господствующее положение в современной социально-экономической системе (элита, олигархи);
- пятый уровень институтов представлен органами государственной власти, международными организациями, транснациональными корпорациями.
Стоит отметить, что приведенная выше группировка институтов является лишь одной из множества сформированных и представленных широкой аудитории. Так, широкое распространение получила следующая классификация социально-экономических институтов, составленная из четырех разновидностей институтов:
- институты политико-правовой природы – обеспечивают защиту и реализацию базовых прав граждан (неприкосновенность личности и собственности, свобода слова, независимость суда и т.д.), что является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития;
- институты инвестирования в человеческий капитал и социальной поддержки населения – здравоохранение, образование, обеспечение жильём, пенсионная система и т.д.;
- институты экономической природы – обеспечивают бесперебойное функционирование и развитие народного хозяйства, его экономический рост, а также структурную перестройку экономической системы (основным институтом выступает экономическое законодательство);
- узкоспециализированные институты – ориентированы на решение проблем не общего (как институты, перечисленные выше), а дискретного характера, то есть охватывают только часть специально отобранных участников общественной жизни (так называемые, институты развития).
Характеристика функций, выполняемых социально-экономическими институтами
В последние десятилетия социально-экономические институты в современной системе общественных отношений играют функциональную роль, которая в большей степени (по сравнению с технологами) обеспечивает реализацию большинства изменений. Это происходит в результате выполнения ряда функций, через которые выражается сущность социально-экономических институтов. Их основными функциями считаются:
- организующая функция – обеспечивается единство взглядов, устраняются неопределенность и другие предпосылки возникновения конфликтов;
- ограничительная функция – устанавливается система формальных и неформальных рамок (а также система наказаний за их нарушение), которыми ограничивается поведение людей;
- координирующая функция – формируются условия, которые содействуют снижению транзакционных издержек субъектов;
- информационная функция – до сведения членов общества доводятся известия о текущем состоянии социально-экономической системы, что способствует рационализации их деятельности;
- регулирующая функция – в обществе создаётся атмосфера безопасности и уверенности человека в гарантированности его прав и свобод, что позволит высвободить и с максимальной эффективностью использовать материальные и интеллектуальные ресурсы людей;
- распределительная функция – экономические ресурсы аккумулируются и распределяются между социально значимыми и наиболее эффективными сферами экономики;
- стимулирующая функция – создаются благоприятные предпосылки для повышения эффективности деятельности людей и, как результат, для максимизации их доходов.
Степень выполнения институтами этих функций определяется сложившейся институциональной структурой и происходящими в ней преобразованиями. Поэтому преодоление институциональных барьеров рассматривается в качестве одной из главных задач социально-экономической политики государства.