Развитие экономики торговли в России
Торговля появилась на Руси в VIII-IX веках. В 911 и 971 гг. были подписаны первые торговые соглашения, в которых были установлены особые привилегии для купцов, в том числе возможности беспошлинной торговли.
Продолжительное время на территории Руси функционировали рынки, где осуществлялись бартерные сделки. Товары обменивались не на деньги, а на другие товары. В регионах за всеобщий эквивалент принимались различные товары. Только в 14 веке появились первые денежные для обслуживания торговых сделок в виде монет.
Становление торговли отмечалось в 8-13 веках. В этот период самыми выгодными местами для ведения торговли были Средний и Верхний Днепр. Основной торговый путь шел из Балтийского в Черное море, из Новгорода в Киев.
В XVII веке сформировался единый рынок, который охватил все слои населения, а торговые связи приобрели государственный характер. В это время при зарождении мануфактур началось укрупнение товарного производства, что вызвало появление крупной оптовой торговли. Но деятельность оптовиков была ограничена следующими причинами:
- дефицит капитала у большинства торговцев;
- господство натурального или полунатурального хозяйства на большей части территорий России.
Масштабные изменения в российской экономике начались в период правления Петра I. Преобразования произошли в структуре торговли, была введена государственная монополия на торговлю (соль, табак), а также на поставки заграницу (икра, хлеба, пеньки и др.).
Конец XVIII — начало XIX вв. – это период обновления делового мира Российской империи. Отмечалось вытеснение крупных купеческих родов, которые действовали в состоянии корпоративной замкнутости. В первой половине XIX в. активно развивается новое гильдейское купечество, которое направлено не только на торговую, но и активную промышленную деятельность.
К XX веку вдвое увеличилась численность работников торговой сферы. Большая доля торговли приходилась на палатки и ларьки, продажей товаров через магазины осуществляли акционерные общества. В 20 веке наиболее доходным, по сравнению с другими отраслями экономики, был капитал, помещенный в сферу торговли.
Во время Великой Отечественной войны развитие торговли было приостановлено. Торговля была заменена нормируемым распределением. Но вместе с продажей товаров по талонам и карточкам господствовала свободная колхозная торговля, а с 1944 года государственная коммерческая торговля. Частная торговля была перенесена на рынки товаров подсобных хозяйств и колхозов.
В настоящее время торговля – это конечное звено экономической активности субъектов хозяйствования, которое обеспечивает товарами для эффективного удовлетворения потребностей потребителей.
Особенности оптовой и розничной торговли в России
Отличительной чертой оптовой торговли в России считается очень слабое ее развитие в регионах страны. Региональные рынки пока слабо развиты и большую долю занимают прямые связи продавцы с производителями.
Развитие оптовой торговли – это ключевой показатель зрелости рынка. Реструктуризация торговых предприятия приводит к сокращению непрофильных активов. Эти ниши занимают посредники. Постепенно прямые связи исчезают. Посредники становятся связующим звеном между производителями и розничными продавцами. Это говорит о том, что оптовая торговля развивается в тесной связи с розницей.
За последнее время в России отмечается появление большого количества крупных торговых сетей, которые нуждаются в крупных оптовых поставках. Особенно это касается неспециализированных магазинов, которые не имеют возможности устанавливать прямые отношения с производителями. Деятельность предприятий оптовой торговли способствует концентрации широкого ассортимента брендовых и иных товаров в одном месте, что позволяет рознице экономить на затратах по поиску и доставке товаров. Оптовая торговля – это мощное средство экономии затрат для розничных торговцев и снижения транспортных издержек.
Более 30 лет розничная торговля играет существенную роль в экономике. До этого изучению особенностей развития ритейла не уделялось должного внимания. Но, несмотря на это, розничная торговля стала самой быстроразвивающейся отраслей экономики РФ. Опыт деятельности розничной торговли довольно богатый. Первый универсам был открыт в Ленинграде в сентябре 1970 года под названием «Фрунзенский». Именно он положил начало эпохе магазинов самообслуживания. За основу был взят супермаркет в Италии.
Позже стали развиваться форматы магазинов наподобие современных гипермаркетов. Это знаменитые московские ГУМ, ЦУМ и др. После перестройки немногие остались наплаву, остальные магазины в целях выживания стали сдавать помещения в аренду.
До сих пор эксперты считают, что розничная торговля находится на начальных стадиях своего развития, хотя доля розницы в общем товарообороте составляет порядка 20%. Крупные торговые сети, новые форматы магазинов (дискаунтеры, магазин «у дома» и др.) постепенно вытесняют продовольственные рынки и обычные магазины. Это говорит о том, что в ближайшие лет десять уровень концентрации розницы будет соответствовать развитым странам.
В развитии российской розницы отмечаются новые тенденции. Огромный потенциал роста у Интернет-торговли, которая набирает обороты каждый год. Появляются новые форматы магазинов, которые привлекают посетителей и покупателей.
Роль торговли в экономике РФ
Торговля играет существенную роль в экономике страны. Ее доля в структуре ВВП составляет больше 20%, ранее до введения реформ эта величина была 5%. По налоговым платежам в консолидированный бюджет сфера торговли занимает третье место, а в федеральный – одиннадцатое среди основных секторов экономики. Численность занятых в торговле большая по сравнению с другими сферами деятельности. Лидирующее положение отрасль торговли занимает в сфере малого предпринимательства по числу предприятий и количеству работников.
Социально-экономическое значение торговли выражается следующими положениями:
- объем торгового оборота – это ключевой показатель развития экономики (основа для воспроизводства);
- товары могут пользоваться спросом или нет, что стимулирует или не стимулирует производителей выпускать продукцию;
- объем торговли отражает благосостояние и уровень жизни населения;
- торговля – звено распределения по труду;
- торговля – инструмент сближения уровня жизни населения различных социальных слоев и регионов;
- торговля – один из основных налогоплательщиков страны;
- торговля способствует интернационализации;
- торговля стимулирует прогресс в сфере производства и потребления.