Понятие и виды торговых компаний
Торговля выступает посредником в процессе движения товаров от производителя к потребителю. В результате формирования рынка и разделения труда образуются основные виды и функции торговли.
Под торговлей понимается особая деятельность людей, которая связана с проведением действий по купле-продаже и представляет собой комплекс специфических технологических и хозяйственных операций, обслуживающих процесс обмена.
Торговля – это один из наиболее выгодных инструментов получения прибыли посредством удовлетворения потребностей потребителей производимыми и реализуемыми на рынке товарами. Торговля как сфера деятельности обеспечивает рост экономики в результате увеличивающего спроса и покупательской способности населения.
Выделяют следующие виды торговли:
- оптовая (осуществляется в целях дальнейшего использования товаров (переработка) или перепродажи, продажа товаров крупными партиями и в больших объемах);
- розничная (предназначена для личного, домашнего потребления, не связанного с предпринимательством, купля-продажа товаров конечным потребителям, завершающее звено движения товара в сфере обращения).
Кроме этого торговля подразделяется на государственную и частную, а также внутреннюю и внешнюю.
Основные функции торговли:
- сбыт товара (связывает производство с потреблением);
- доставка товаров потребителю (перемещение товара от производителей к потребителю).
- соблюдение баланса между спросом и предложением (указывает на вопрос об объемах производимого товара и его ассортимента).
- маркетинговые функции (анализ цен, служебные сервисы, разработка и продвижение товара и т.п.).
С экономической точки зрения торговля является главным элементом системы товародвижения. Она обеспечивает также движение денежных средств и рост экономики.
Торговля выполняет и социальные функции: организационно-распределительная (централизация и распределение ресурсов у различных социальных групп населения); интегративная (объединение в группы по интересам); коммуникативная (средство общения между производителем и потребителем).
Предприятия общественного питания: специализация и типизация
Одной из отраслей хозяйственной деятельности потребительской кооперации является общественное питание. Предприятия общепита производят кулинарную продукцию, мучные и хлебобулочные изделия, а также занимаются их реализацией и организацией потребления.
Общественное питание – это отрасль народного хозяйства, комплекс предприятий, которые занимаются производством, сбытом и организацией потребления кулинарной продукции
Основными функциями общепита является: приготовление обеденной и прочей продукции; реализация продукции собственного производства и товаров, не подвергнутых кулинарной обработке; организация потребления.
Тип предприятия общепита – это такой вид предприятия, который отличается характерной спецификой обслуживания, ассортимента кулинарной продукции и услуг, предоставляемых потребителям.
При определении типа предприятия общепита необходимо учитывать следующие факторы: ассортимент реализуемой продукции, разнообразие и сложность приготовления; техническая оснащенность; методы обслуживания потребителей; квалификация персонала; качество обслуживания; номенклатура услуг.
Выделяют несколько типов предприятий общественного питания: ресторан; кафе; кафетерии; бар; столовая; закусочная; предприятия другого типа (пельменные, пивные, пирожковые и др.).
Кроме этого выделяются такие объекты сферы общественного питания, как:
- диетическая столовая – приготовление и реализация блюд диетического питания;
- столовая – раздаточная – реализация готовой продукции, получаемой от других предприятий общепита;
- буфет – структурное подразделение предприятия, предназначенного для реализации мучных и кондитерских изделий, несложных готовых блюд.
Общественное питание тесно связано с торговлей. Обе отрасли зависят друг от друга. Основной целью общепита и торговли является получение прибыли. Во многих торговых предприятиях встречается пищевая продукция. Этот бизнес актуален в любое время. Еда – это основная физиологическая потребность человека, соответственно большую часть средств он тратит именно на приобретение продукции общепита через торговые сети.
Экономические основы функционирования предприятий торговли и общественного питания
Торговля является связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивая цепочку: деньги-товар-деньги.
Характерными особенностями торговля являются:
- каждое торговое предприятия действует самостоятельно и имеет свои доходы и расходы;
- предприятия максимально приближены к потребителям, гибко реагирую на изменение конъюнктуры рынка;
- ассортимент реализуемой продукции зависит от спроса и особенностей сегмента потенциальных и реальных покупателей;
- вероятны колебания спроса в определенное время (сезонные, часы пик, обеденное время, выходные);
- привлечение покупателей посредством оказания дополнительных услуг.
Главная цель торгового предприятия – это получение максимальной прибыли и достижение высокого уровня рентабельности.
Для достижения этой цели следует решить следующие задачи:
- рациональное использование ресурсов (финансовые, материальные, трудовые, информационные);
- разработка стратегических и тактических мероприятий деятельности на рынке с учетом изменяющихся условий внешней среды;
- предоставление покупателям товарных предложений в достаточном объеме, совершенствование и обновление услуг;
- внедрение новых технологий и разработок в организацию труда, управление и сферу обслуживания;
- гибкое ценообразование;
- обеспечение конкурентоспособности и подержание имиджа и репутации компании.
Предприятия общественного питания отличается следующими организационно-экономическими особенностями деятельности:
- выполнение основных функций (производство продукции, ее реализация и организация потребления);
- ограниченные сроки реализации приготовленной продукции;
- разнообразный ассортимент продукции, использование разных видов сырья для изготовления продукции общепита;
- усложнение организации производства (особые условия хранения, наличие помещения и оборудования для механической кулинарной обработки).
Работа предприятий общественного питания (приготовление продукции) зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемых потребителей (демографические и социальные характеристики), режимов работы обслуживающих организаций (предприятия различной направленности, учебные заведения и госучреждения), сезонных колебаний и т.д.