Сущность рынка
Понятие рынка многие ассоциируют в целом с рыночной экономикой, часто термин рынок представлен как альтернатива термину рыночная экономика. При этом рыночная экономика представляет собой высокий уровень развития рынка, для которого характерны свобода предпринимательства и ценообразования, конкуренция.
С помощью свободного ценообразования на рынке исключено государственное вмешательство в процесс установки цен на большинство продукции, при этом цены дают лишь общую оперативную информацию о спросе и предложении продукции, о производственных издержках, о положении отдельных регионов на рынках.
Рынок является многомерным понятием. В узком понимании его рассматривают в качестве любого места торговли, обмена продукции или услугами. В более широком смысле рынок является совокупностью процессов торговли, включая акты купли-продажи, независимо от того где они осуществляются.
Также рынок можно считать совокупностью экономических отношений в сфере купли-продажи продукции и услуг по ценам, которые устанавливаются на основе спроса и предложения при действующей конкуренции.
Основные объекты рынка представляют собой деньги и товары. Если существуют развитые рыночные отношения, то в качестве товара может выступать не только выпускаемая продукция, но и факторы производства, включающие труд, землю, капитал. Здесь в качестве денег чаще всего выступает совокупность финансовых активов, основой которых являются деньги.
Субъектами рынка можно считать продавцов и покупателей (потребителей). В качестве продавцов и потребителей могут выступать предприятия, фирмы, домохозяйства, а также государство или правительство.
Классификация рынков
Общепринятой классификации рынков не существует, поэтому их разделяют на группы в соответствии с определенными признаками. Если рассматривать организационный признак, который состоит в степени ограничения, то можно выделить несколько видов рынка:
- Рынок свободной или совершенной конкуренции можно охарактеризовать существованием большого количества продавцов и однородным характером продукции. Продавец товара здесь не может влиять на уровень цен.
- Монополистическая конкуренция характеризуется существованием большого количества продавцов. Здесь продукция обладает определенными свойствами, которые отличают ее от других. На рынках монополистической конкуренции продавцы могут влиять на цену продукции в полной мере.
- Олигополистические рынки характеризуются существованием небольшого количества продавцов, предлагающих однородную или дифференцированную продукцию. На этих рынках цена устанавливается по типу лидерства, основное количество предприятий стремится установить цену, такую же как и у крупных предприятий.
- Монополистические рынки можно характеризовать существованием одного продавца, который способен установить максимально высокие цены в пределах платежеспособного спроса.
По пространственному признаку рынки можно подразделить на региональные, местные, национальные, а также рынок покупателей и продавцов, промежуточных посредников, рынок государственных учреждений и др.
В соответствии с функциональным признаком определяется экономическое назначение объектов рыночных отношений. Здесь можно выделить рынок труда, товаров и услуг, финансовые и информационные рынки, рынок недвижимости, валютные рынки.
Виды рынков
Кроме рассмотренной классификации рынок в соответствии с характером продаж делится на розничный, оптовый, фьючерсный.
В зависимости от степени регулирования рынок может быть нерегулируемый и регулируемый.
В соответствии с насыщением выделяют равновесный, дефицитный, избыточный рынок.
Если рассматривать отношение к законодательным нормам, то можно выделить чёрный и легальный рынок.
По товарным группам выделяют рынок продукции основного назначения, сырья и материалов, потребительских товаров, включая продовольствие. В соответствии со степенью зрелости выделяют развитый, формирующийся и неразвитый рынок.
Если рассматривать характер товаров, то можно выделить следующие типы рынков:
- замкнутые рынки, представляющие продукцию только одного производителя,
- насыщенные рынки, на которых представлено большое количество продукции большого числа производителей,
- рынки широкого ассортимента, на которых существует несколько видов товара, которые связаны между собой и направленны на удовлетворение одной или несвязанных между собой потребностей,
- смешанные рынки, на которых существует большое количество продукции, которая не связана между собой.
Типы и виды рынков
Классификация, которая представляет типы и виды рынка не должна рассматривать рынки как изолированные друг от друга. Все рынки связаны и существуют в качестве единой рыночной системы, элементы которой обладают определенным соотношением друг с другом. Роль отношений между рынками, включая пропорции, очень велика.
В соответствии с отраслевым признаком можно выделить рынок автомобилей, компьютерной техники, технологии, рынок нефти. Также специалистами выделяются несколько других видов рынков:
- рынок товаров и услуг, включающих рынки потребительского назначения, жилья и зданий непроизводственного назначения, а также услуг.
- Рынок факторов производства, который включает в себя рынок недвижимости, материалов, полезных ископаемых и энергетических ресурсов, а также орудий труда.
- Финансовый рынок включает в себя рынок капиталов, инвестиционный рынок, рынок ценных бумаг, кредитные, валютно-денежные рынки,
- Рынки интеллектуального продукта, на которых объектом купли-продажи являются инновации, информационные услуги, произведения искусства, литература и изобретения.
- Рынок рабочей силы представляет собой экономическую форму движения трудовых ресурсов.
При практическом осуществлении основные виды рынков подразделяют также на разные субрынки или сегменты рынка.