Особенности транспортной сферы
Транспорт представляет собой важнейшую отрасль хозяйства, которая выполняет функцию своеобразной кровеносной системы сложного организма страны.
Транспорт способен не только обеспечивать экономические потребности населения в перевозках, но может образовать каркас территории, являясь крупным элементом инфраструктуры.
Транспорт определяет материально-техническую базу формирования и развития территориального разделения труда, оказывая большое воздействие на эффективность и динамичность социально-экономического развития соответствующих регионов и государства в целом.
Большую роль играет сфера транспорта в увеличении конкурентоспособности экономики государства, поскольку без устойчивой работы транспортной сферы нельзя достичь доступности транспортных услуг для всех потребителей и уменьшить риски в хозяйственной деятельности.
Прежде всего, нужно развивать транспортную структуру, внедряя новые эффективные схемы доставки товара.
На сегодняшний день сфера транспорта заметно влияет на экономическое развитие государства, в России транспортом обеспечивается получение примерно 8% валового внутреннего продукта.
В стоимости промышленной продукции и продукции сельского хозяйства транспортная доля составляет около 20%.
Основные функции транспортной системы заключаются в обеспечении:
- единства национальных товарных рынков,
- взаимосвязи регионов,
- движения граждан.
Транспорт не должен становится фактором, который сдерживает экономический рост.
Проблемы транспорта
При условии формирования и развития мировой экономики транспорт представляет собой инструмент реализации национальных российских интересов, обеспечивая достойное место нашей страны в мировом масштабе.
Глобализация экономики потребовала новых подходов к развитию транспортной сферы, поиск рациональных путей освоения перевозки грузов и пассажиров, внедрение новых технологий. На сегодняшний день транспортная инфраструктура России, особенно восточных регионов, недостаточно развита.
Например, Россия отстает от США по длине железнодорожных дорог более чем в 2 раза. Рассматривая плотность железных дорог на каждую 1000 квадратных километров, территория Россия занимает в мире 12 место.
Если рассматривать плотность автомобильных дорог, то наша страна в значительной мере уступает зарубежным государствам. Опорная сеть не завершила свое формирование на Северо-западе, Севере, Сибири и Дальнем Востоке.
Для достижения уровня мировых лидеров транспортной системы необходимо развивать транспортную сеть, особенно в восточных регионах страны.
Если посмотреть на морской и речной транспорт, то здесь можно выделить несколько проблем. В первую очередь, использование устаревших судов и недостаточное обновления флота. Во-вторых, часть судов, особенно оснащенных и современных, часто передается другим государствам.
Модернизации должны подвергаться и российские порты. После распада Советского Союза наша страна теряет большую часть самых крупных и оснащенных портов Балтийского и Чёрного моря, по этой причине в первую очередь необходимо развивать порты Черного моря и Балтики. Эта задача имеет не только транспортное значение, но и политический характер.
Важное геополитическое значение имеет развитие Калининградской области в качестве крупного транспортного центра. На Дальнем Востоке необходимо развивать активно порты Находка, Владивосток, порт Восточный. На Черном море развитию должны подлежать Новороссийск и Туапсе.
К развитию и совершенствованию портов необходимо подходить комплексно, то есть осуществлять развитие не только портовой структуры, но и автомобильных и железнодорожных подходов к портам. Это обусловлено тем, что грузы должны доставляться получателям в соответствии с установленными сроками. Для этого необходима развитая железнодорожная и автомобильная сеть по всей стране. Можно сказать, что работа любого порта прямо зависит от работы автомобильного и железнодорожного транспорта.
Проблемы по видам транспорта
Автомобильный транспорт представляет собой основной элемент транспортной системы государства. На сегодняшний день в России автомобильным транспортом выполняется более половины объема перевозок грузов и пассажиров.
Рост объёма транспортно-экспедиционных услуг обусловлен мировой тенденцией глобализации экономических связей и усложнением спроса на транспортные услуги.
Несмотря на благоприятное положение автомобильного транспорта, можно выделить ряд проблем, которые способны усугубиться в ходе экономического роста. Так, в Западноевропейских государствах приоритет стал отдаваться в пользу более экологичных и благоприятных видов транспорта, таких как железнодорожный и внутренний водный.
В отличие от автомобильного транспорта, авиационный и внутренний водный транспорт требуют обновления парка транспортных средств. Для авиационного вида транспорта ситуация усугубляется запретом нескольких государств на использование отечественных самолетов, которые не удовлетворяют условиям по уровню шума.
Роль авиационного транспорта значительна при осуществлении пассажирских перевозок, что обусловлено большими расстояниями и недостаточно развитой инфраструктурой. Внутренний водный транспорт имеет незначительную долю в общем объеме перевозок, важнейшей задачей является создание современного флота и реконструкция ряда ключевых объектов внутренних водных путей России.
Значительной является доля трубопроводного транспорта в транспортной сфере России, что предопределяется большим экспортным потенциалом газодобывающей в нефтедобывающей отрасли.
Несмотря на все проблемы развития по отдельным видам транспорта, Российская Федерация занимает выгодное географическое и политическое положение. Это позволяет стране претендовать на ведущее место в транспортной структуре мирового масштаба, играть важную роль в мировой экономической системе.
Россия в современном мире становится транспортным мостом между Европой, Америкой и Азией. Стратегическим российским интересам отвечает создание системы мировых транспортных коридоров и реализация транзитного потенциала страны.