Концепция военно-экономической политики
Под военно-экономической политикой понимают систему официально провозглашенных руководством государства системы взглядов, а также связанная с нею деятельность по экономическому обеспечению проблем обороны. Она опирается на экономические возможности конкретного государства, в связи с чем, ее основные показатели обретают конкретность при выработке экономической и военной политики.
Военно-экономическая политика обладает собственной самостоятельностью, не выводится из экономической и военных политик, но в свою очередь оказывает серьезное влияние на них. Ее цель двуедина – минимизации экономических расходов на ее реализацию и максимизации получаемого военного эффекта. Достижение военных целей возможно только в том случае, если они обеспечиваются экономическим развитием государства. Это аксиома реальной военной политики. В тоже время, эти цели должны быть экономически обоснованы. Это аксиома реальной экономической политики.
При этом следует учесть, что как экономически нереальные требования военной политики могут серьезно нанести вред экономике, так чрезмерная «осторожность» в экономических вопросах может принести значительный вред оснащению Вооруженных Сил современными средствами обороны.
Решить эту дилемму, можно лишь используя высококомпетентных военных специалистов, которые глубоко понимают экономические процессы, происходящие в экономики страны, и сознательно в них ориентируются.
Основные основания (положения) современной концепции эффективной военно-экономической политики, можно свести к следующим.
- во-первых, так как фундамент военно-экономической политики, ее мощь основана на реальном экономическом развитии государства, предельно ясно, что именно воссоздание, развитие и укрепление сектора реальной экономики является жизненно необходимым условием для решения проблем национальной безопасности;
- во-вторых, очень важно, чтобы проводимые структурные преобразования не сделали нашу страну в какой-либо придаток экономически развитых государств, чтобы была обеспечена ее экономическая и политическая независимость;
- в-третьих, важно соблюдать разумные меры в процессах приватизации в ОПК, а проводимое реформирование системы управления экономикой не стало причиной разрушения существующих механизмов государственного управления, необходимых в случаях частичной или полной мобилизации;
- в-четвертых, для эффективного функционирования сектора военной экономики, достижения существенных военных результатов, предполагает со стороны государства определенное централизованное руководство военно-экономической политикой. Свободный рынок не может эффективно регулировать сферу военно-экономической политики, утрата государством ведущей роли в этой сфере вполне может привести к полной утрате военно-экономической безопасности;
- в-пятых, основные положения эффективной военно-экономической политики страны, требуют, чтобы существующие проблемы в военной сфере необходимо должным образом экономически осмыслить, учесть при подготовке и принятии решений на всех уровнях управления военно-экономической политикой, особенно в вопросах формирования военной доктрины государства, конкретных мероприятиях проводимой военной реформы, процессах организации боевой выучки войск. В противном, случае принимаемые военные решения вполне могут стать нереальными, с элементами утопии и авантюризма;
- в-шестых, реорганизация, реструктуризация и повышение эффективности реализации военно- экономической политики государства, должна проходить на основе глубокого ее реформирования. Это напрямую вытекает из положений (оснований), которые были рассмотрены выше. В данном контексте можно вести речь об оптимизации масштабов, структуры, организации, форм и методов реализации военной-экономической политики.
Цели и задачи военно-экономической политики
После выяснения исходных оснований (положений) военно-экономической политики государства, логическим этапом является определение ее функциональной цели, основных принципов организации, разработка мероприятий по реализации конкретных задач, определения основных направлений, выделение этапов, определяющих ее эффективное достижение.
Ключевая цель военно-экономической политики заключается в эффективном обеспечении военно-экономической безопасности государства, т.е. способность устойчиво поддерживать необходимую экономическую и военную мощь, осуществлять реализацию военно-экономического потенциала в объемах и сроках, которые определены в военной доктрине государства.
Основные принципы:
- соответствие военно-экономической политики государства существующим военным потребностям страны и ее экономическим возможностям, которые должны исключать экономическое перенапряжение в мирное время;
- высокая мобильность военно-экономической политики, реального сектора экономики, высокая мобилизационная готовность;
- достаточно жесткое государственное регулирования сферы военно-экономических процессов, с необходимым применением соответствующих рыночных механизмов в той мере, которая необходима для повышения их эффективности;
- использование возможных выгод международного сотрудничества при сохранении независимости государства от проблем внешнего мира при обеспечении потребностей Вооруженных Сил, а также других жизненно важных интересов страны, как в мирное, так и военное время.
Основные задачи, основные направления военно-экономической политики закрепляются законодательно, в соответствующих нормативно-правовых актах.
Так основными целями современной военно-экономической политики в настоящее время является: удовлетворение насущных материальных, финансовых потребностей Вооруженных Сил на уровне, который обеспечивает их плановое функционирование и их плановое реформирование; создание необходимых условий, которые по мере восстановления экономики страны, позволят создать качественно новую материально-техническую, профессионально-кадровую основу Вооруженных Сил.
Для достижение этой двуединой цели требуется решить следующие конкретные задачи:
- реформирование военно-экономического механизма и системы управления военно-экономической политикой;
- оптимизация масштабов и реструктуризация оборонной промышленности,
- восстановление, реорганизация и модернизация существующей военно-экономической инфраструктуры;
- создание современной нормативно-технической базы для централизованного программно-целевого управления системой государственных заказов на различные типы вооружений, современной военной техники, организация в реорганизованных оборонных Министерствах централизованного органа формирования государственных заказов на военно-техническую продукцию, проведение планомерной ее стандартизации, унификации, рационализация типов и номенклатуры вооружений, военной техники;
- военно-экономическая интеграция в ЕАЗС;
- развитие международных военно-экономических отношений;
- мобилизационная подготовка рыночного сектора экономики;
- формирование современного кадрового потенциала и эффективная социальная защищенность военнослужащих.
Решение поставленных задач несомненно приведет к значительному повышению военно-экономического потенциала страны, повышению эффектив