Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Что относится к недобросовестной конкуренции

Определение конкуренции, ее виды

Определение 1

Конкуренция - это борьба субъектов хозяйствования за доступ к факторам производства и рынкам сбыта, то есть за более выгодные условия существования.

Возникновение конкуренции является продолжением формирования рыночных отношений, характеризующихся следующими чертами:

  1. Независимостью действий субъектов хозяйствования.
  2. Разнообразием форм собственности.
  3. Свободным ценообразованием.
  4. Ограниченной ролью государства.

В этих условиях экономические агенты стремятся реализовать собственные коммерческие интересы. Однако, условия их функционирования таковы, что факторы производства являются ограниченными. Покупатели так же разборчивы, повинуются своим желаниям, что влияет на способность субъектов продавать необходимый для их функционирования объем готовой продукции. Конкуренция между экономическими агентами может быть ценовой и неценовой. Первая предполагает установление такой цены, которая позволит продавцу привлечь наибольшее количество покупателей. Однако, низкая цена может отпугнуть потребителей, и снизить объемы продаж. Сейчас предприятия и другие субъекты хозяйствования прибегают к средствам неценовой конкуренции. Она может включать в себя маркетинговые мероприятия, проработку текущих и постоянных расходов предприятия, снижение издержек производства. Каждое предприятие стремится к сохранению конкурентоспособности в длительном периоде, а значит, предпринимает комплекс мероприятий по снижению производственных издержек и увеличению рынков сбыта.

Замечание 1

По своей форме конкуренция делится на совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция является формой идеальной ситуации на рынке, когда ни один из участников хозяйственных отношений не способен изменить текущее положение дел. Этот вид конкуренции обычно рассматривается в теоретических исследованиях, где формируются модели, к которым необходимо стремится при осуществлении хозяйственной деятельности.

В практической жизни обычно действует один из видов несовершенной конкуренции. Среди них выделяют монополию, олигополию, рынок монополистической конкуренции.

Монополия предполагает, что один субъект хозяйствования является производителем уникальной продукции. Он может определять как объем выпуска, так и цену продажи. У потребителей не остается выбора, они могут купить только у одного продавца. У монополиста нет конкурентов.

Олигополии предполагают наличие от двух до двадцати продавцов однородной продукции. Олигополисты могут вступать в негласный сговор по удержанию определенного уровня цен. олигополии характерны для отраслей машиностроения, предполагающих сложные технические процессы.

«Что относится к недобросовестной конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Монополистическая конкуренция присуща потребительскому рынку. Здесь действует большое число субъектов хозяйствования, каждый из них стремится к монополизации своей доли рынка. Информация в рамках монополистической конкуренции является неполной. Субъекты могут легко входить на рынок и выходить из него, но всегда будут сталкиваться с высоким уровнем конкурентной борьбы.

Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция предполагает, что участники хозяйственных отношений используют элементы рынка для реализации собственных интересов, намерено искажая информацию. То есть, недобросовестная конкуренция предполагает нарушение общепринятых правил взаимодействия субъектов хозяйствования. Она происходит в случае нарушения законов и негласно установленных правил.

Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государственного вмешательства. Однако, именно для обеспечения справедливой конкуренции необходимо участие государственной власти в рыночном механизме. Считается, что встроенный рыночный механизм способен приводить экономическую систему к равновесию. Могут происходить ситуации, называемые «провалами рынка», когда механизм не способен выровнять происходящее в системе. В этом случае так же необходимо вмешательство государственного аппарата управления.

В России недобросовестная конкуренция определяется законом «О защите конкуренции». Он определяет недобросовестную конкуренцию, как использование субъектами хозяйственной деятельности неправомерных и запрещенных законом действий для достижения собственной коммерческой выгоды. К формам недобросовестной конкуренции относят:

  1. Искажение рыночной информации путем распространения заведомо ложных данных о субъектах хозяйствования с целью причинения экономического ущерба.
  2. Введение в заблуждение покупателей относительно качества товаров и услуг, цен на них, объемов сбыта и так далее.
  3. Проведение некорректного сравнения производимых и реализуемых благ субъектами хозяйствования.
  4. Осуществление незаконной продажи благ, являющихся интеллектуальной собственностью третьих лиц. Присвоение результатов труда других субъектов хозяйствования.
  5. Разглашение коммерческой тайны, либо иной информации, связанной с последними достижениями науки и техники.

Многие страны запрещают ценовую конкуренцию путем снижения цен на товары и услуги. Этот подход относится к недобросовестной конкуренции. Особое внимание уделяется отраслям народного хозяйства, где производители практически не сталкиваются с конкуренцией и могут использовать эту ситуацию для распространения своей власти. Так, большинство стран мира ведет антимонопольную борьбу. Ее цель заключается в обеспечении прав потребителей пользоваться товарами и услугами, производимыми монополистами. Часто монополии складываются в отраслях народного хозяйства, связанных с добычей полезных ресурсов, а также с оказанием коммунальных услуг населению. Олигополии могут вступать в тайный сговор с целью поднятия цен. Ранее существовали целые картели, предполагавшие объединение компаний для получения совместной выгоды. В современных условиях действие картелей запрещено. Однако, поведение олигополий на рынке может привести к естественному сговору участников такого рынка.

Замечание 2

На законодательном уровне запрещаются такие методы недобросовестной конкуренции, как искажение рыночной информации, реклама, способная нанести урон другому продавцу и так далее.

Еще одним элементом недобросовестной конкуренции является коррупция. С ее помощью неконкурентные, но имеющие связи субъекты способны проводить некачественные товары или услуги на массовый рынок. Коррупция возникает как продолжение недобросовестного участия в политической жизни страны, когда чиновники начинают пользоваться властными полномочиями для получения незаконного дохода.

Дата последнего обновления статьи: 24.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot