Сущность экономики религии
Человечество существует многие тысячелетия. Межличностные отношения в обществе строятся на хозяйственном взаимодействии. С самых ранних этапов эволюции человека обмен благами и их конечное потребление всегда сопровождало процессы жизнедеятельности. С появлением производства хозяйственные отношения усложнились, труд стал специализированным, экономика еще глубже проникла в повседневное существование человека. В настоящее время сложно представить индивида все системы хозяйственных связей. Экономика играет одну из важнейших ролей в системе общественных наук, оказывая влияние на такие сферы, как политика, культура, социальное взаимодействие.
Религия так же сопровождает человека долгие годы. Она определяет моральные и этические нормы поведения, является духовной опорой, дает надежду и стремление к жизни. Однако в свое время религия выступала мощным инструментом светской власти и воздействия на умы больших народных масс. В настоящее время многие религиозные организации не утратили своей способности воздействовать на сознание человечества, хотя их влияние в мирской жизни стало достаточно ограниченным.
Развитие экономической мысли способствовало появлению такого направления, как экономический империализм. Оно занималось изучением смежных областей знания в общественных науках. Так возникла экономика религии.
Эта научная дисциплина занимается изучением взаимного влияния духовной и хозяйственной сфер жизни человека. Построение религиозной структуры, организаций и сообществ рассматривается с точки зрения экономической мысли и хозяйственных механизмов. Законы экономики при этом анализируются через призму религиозных норм и морали. Для понимания некоторых аспектов духовной составляющей человеческого общества используются следующие экономические подходы:
- На микроэкономическом уровне рассматриваются вопросы человеческого существования в рамках создания и потребления духовного блага. Человеческий труд анализируется с религиозной позиции. Механизмы конкуренции применяются для сопоставления преимуществ и недостатков различных религиозных направлений, рассматриваются методы организации общин и религиозных образований.
- Экономические методы анализа количественных и качественных показателей дают возможность оценить связи между экономикой и религией. Многие аспекты социально – экономической жизни человека анализируются при помощи религиозной морали.
Буддистская экономика
Долгое время классическая политэкономия пропагандировала человеческий эгоизм, как стимул к развитию производства и потребления. Однако в современном мире данный подход не является эффективным. Ученые поняли, что наиболее оптимальным на современном этапе стал антропологический подход, то есть такое поведение человека, которое основано на принципах морали и этики.
Первым гипотезу о взаимопомощи и отказе от конкуренции выдвинул Джон Нэш, разработавший теорию игр. Он предполагал, что жестокая конкуренция стагнирует развитие, когда как взаимопомощь и выручка приносят великолепные результаты. Глобализация требует от экономических субъектов большей открытости, которая позволяет устанавливать большое количество связей с другими субъектами. Продуктивность такого взаимодействия возможна лишь при добровольном сотрудничестве и прозрачности, а значит, отказе от старых, устоявшихся хозяйственных институтов.
Такой подход требует поиска идеологии, способной адаптировать экономику под новые требования общества. Все чаще крупные западные корпорации стали прибегать к традиционным этическим ценностям, описанным во многих мировых религиях. Духовные учения рассматриваются с точки зрения новых веяний, способных стать толчком для инновационного развития экономических систем.
Одним из таких направлений стала буддистская экономика, разработанная немецким ученым Эрнстом Шумахером. На его труды большое влияние оказали тесное сотрудничество с английским правительством, а так же жизнь в Бирме в качестве консультанта премьер-министра по вопросам экономики. Принципами буддистской экономики можно назвать:
- уменьшение страданий;
- стремление к духовности и освобождению от мирского;
- первостепенность человека, его развитие, стремление к знанию.
Таким образом, буддистская экономика является прямой противоположностью устоявшимся формам понимания современной экономики. Она не отрицает, но и не поддерживает основных законов, механизмов и методов рынка.
Буддистская экономика и экономический рост
Центром буддистской экономики является человек, а не производство и увеличение внутреннего валового продукта. Здесь на первый план выходят творчество, самореализация, стремление к самопознанию и изучению мира, расширению знаний. Труд рассматривается, как неотъемлемая часть развития человека. Буддистская экономика не отрицает использования новейших технологий, но при этом они не должны конкурировать с человеком, лишать его работы. При этом труд женщины, имеющей маленьких детей, считается неэффективным для системы в целом. Безработица рассматривается, как фактор снижения творчества и самореализации.
При этом буддизм не отрицает стремления к благополучию, он лишь показывает другие пути его достижения. Потребление и эгоизм не рассматриваются, как движущие силы. Чем проще и гармоничнее реализуются хозяйственные процессы, тем ближе они к буддистской системе экономических отношений.
Производство должно помнить о том, что все задействованные ресурсы являются частью природы, которая имеет ограниченное количество запасов. Поэтому буддистская экономика не стремится к максимизации доходов любой ценой, а направлена на рациональное использования того, что нам предоставляет планета. Кроме того, такой подход позволяет сохранять экологию и защищать те виды ресурсов, которые подвержены полному исчезновению.
Стремление к экономическому росту путем материализма, наращиванием потребления, стремлением к максимизации доходов является не рациональным на данном этапе. Все это ведет к истощению природных ресурсов, ухудшению экологии, повышению уровня безработицы, социальному недовольству и напряженности. Поэтому все чаще ученые стремятся к внедрению восточных знаний в привычный образ хозяйствования, ведь именно там был найден баланс и гармония между человеком, природой и обществом. Все более актуальным становится поиск золотой середины в экономической жизни мирового сообщества, с целью установления относительного баланса сил, которые позволят сохранять долгосрочное равновесие и способствуют поступательному экономическому росту.