Интернет-торговля – это предпринимательская деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными.
Основные сведения о рынке Интернет-торговли в Российской Федерации
Как в России, так и за рубежом одним из самых привлекательных направлений в бизнесе в настоящее время является рынок интернет-торговли (электронной коммерции, e-commerce). Сегодня в большинстве стран мира именно Интернет-торговля рассматривается как один из важнейших механизмов развития частного предпринимательства и обеспечения альтернативной занятости населения.
По результатам последних исследований в России хотя бы раз в месяц Интернетом пользовались 95 млн человек (при общей численности населения - 146 млн человек). Главными инструментами выхода в Интернет являются смартфон (67%), а также компьютеры и ноутбуки (51%). Эти данные говорят о том, что в России создана мощная база для развития рынка Интернет-торговли.
Отечественному рынку интернет-торговли в последние несколько лет свойственно динамичное развитие. Абсолютный объем продаж за год в этой отрасли экономики уже превышают 2 трлн рублей, что соответствует 2% ВВП России. В среднем рост продаж составляет 18% в год, что стало возможным во многом благодаря увеличению количества заказов (на 21%). Средняя же сумма покупки в Интернете, наоборот, имеет тенденцию на снижение (-3%).
Отличительной чертой развития рынка интернет-торговли в России последних лет является секторальная дивергенция. Она проявляется в том, что объем продаж в отечественных интернет-магазинах увеличивается, в то время как объем трансграничной торговли снижается.
В целом рынок интернет-торговли в России развивается согласно тем же тенденциям и трендам, что и в других странах мира. Основными из них являются следующие:
- у мобильных устройств увеличивается роль как основного инструмента осуществления интернет-покупок;
- Интернет-торговля растет опережающими темпами по сравнению с розничной торговлей в целом;
- увеличение числа покупателей в интернет-магазинах за счет жителей небольших городов и сельских местностей.
В то же время, анализируя структуру интернет-торговли в России, можно выявить ее особенность. Около 60% всех продаж в российских Интернет-магазинах приходится на продажи одежды и обуви, электроники и бытовой техники. При этом товарами-лидерами, которые продемонстрировали в последние пару лет наибольший темп роста продаж через онлайн-сервисы, стали детские товары, косметика и др.
Это говорит о том, что потребители (домохозяйства) в России постепенно «привыкают» к покупкам в Интернете. Все большее количество граждан становится готовым перенести свою потребительскую активность в онлайн.
Тенденции развития российского рынка интернет-торговли
За прошедший год удельный вес мобильной интернет-торговли в общем объёме продаж на данном рынке превысил 50%. Это стало возможным благодаря, с одной стороны, увеличению мобильной аудитории Интернета, а с другой стороны, деятельности крупных ритейлеров по разработке и запуску собственных мобильных приложений. Для последних эти события имели практически важное значение:
- у них сохраняется коммуникация с покупателями;
- увеличивается вероятность совершения повторной покупки товаров;
- увеличивается число возможностей для оказания маркетингового воздействия.
Впервые за прошедшее десятилетие в прошлом году сократился объем трансграничной интернет-торговли (по оценкам экспертов, на 3% или на 323 млрд. рублей). Таким образом, только 16% онлайн-покупок российских потребителей приходится на трансграничную торговлю.
В качестве причины сокращения продаж в иностранных интернет-магазинах рассматривают усиление конкуренции с крупными локальными игроками (прежде всего, ценовой конкуренции, обусловленной изменением курсов валют). Кроме того, с €1000 до €500 сократился беспошлинный лимит ввоза товаров из-за границы, что также неблагоприятно сказалось на динамику трансграничной интернет-торговли.
Необходимо указать на тот факт, что трансграничная интернет-торговля имеет большее распространение у жителей удаленных российских регионов (например, Мурманской области, Магаданского края, Камчатского края, Чукотки). Наименьшей же популярностью она пользуется в северокавказских республиках (Ингушетия, Чечня, Дагестан).
Развитие рынка интернет-торговли во многом зависит от того, какую политику в отношении этой области экономической деятельности проводят органы государственной власти. Особенно это важно для России, где традиционно высок уровень государственного регулирования. В частности, государственные органы определяют перечни товаров, которые могут быть проданы через интернет-магазины или нет.
Так, запрет наложен на онлайн-продажу алкогольной продукции. До недавнего времени подобное ограничение действовало в отношении лекарственных препаратов. После отмены этого ограничения достаточно высокими темпами стал развиваться сегмент интернет-аптек. Поэтому снятие запретов в данной области отношений может стать мощным драйвером развития всего рынка Интернет-торговли.
Еще одним значимым трендом развития российского рынка Интернет-торговли стало изменение ее логистики. Крупные участники рынка (например, Ozon, Wildberries) сосредотачивают свои усилия на развитии собственных курьерских служб для доставки товаров потребителям и пунктов выдачи заказов. Однако другие Интернет-магазины расширяют предлагаемые варианты доставки. Так, взаимодействие с локальными игроками в последнее время усиливает такой традиционно основной логистический канал в нашей стране, как Почта России.
Таким образом, в России, как и в других странах мира, активно развивается рынок интернет-торговли с рядом нескольких специфических черт.