Понятие экономического анализа
Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности предприятия) является экономической наукой, изучающей экономику и хозяйство предприятий, оценивает их деятельность, имущественное и финансовое состояние, при этом выявляя неиспользованные резервы и способствуя повышению эффективности деятельности.
Предмет экономического анализа финансовое и имущественное состояние и текущая хозяйственная деятельность компании, которая исследуется с позиции соответствия ее заданиям бизнес-плана.
Содержанием экономического анализа является многостороннее и детальное исследование на основе всех имеющихся источников информации всех сторон деятельности предприятия, которое направлено на совершенствование его работы посредством разработки и внедрения эффективных управленческих решений.
Внутренний и внешний экономический анализ
Существует несколько видов экономического анализа. В соответствии с субъектами анализа (органы, которые его проводят) он классифицируется:
- Внутренний анализ, который является наиболее всесторонним и полным. Его проводят функциональные отделы и служб данного предприятия.
- Внешний анализ проводят налоговые органы, банки, дебиторы и кредиторы, а также другие заинтересованные лица. Он проводится для установления степени устойчивости финансового состояния предприятия, его платежеспособности и ликвидности (на настоящий момент и на перспективу).
Финансовый и управленческий экономический анализ
Основными видами экономического анализа в соответствии с содержанием анализа, выполняемыми им функциями и задачами, являются:
- Финансовый анализ, который может быть внутренний и внешний.
- Управленческий анализ, который носит исключительно внутренний характер, так как проводится службами предприятия. В процессе этого анализа изучаются вопросы технико-организационного характера, условий производства, анализируется объём выпуска продукции и ее себестоимость.
Виды экономического анализа в зависимости от функций и задач
В соответствии с содержанием функций и задач экономического анализа, существует несколько видов анализа:
- социально-экономический,
- статистический,
- экологический,
- инвестиционный,
- маркетинговый,
- функциональный и стоимостной и др.
Посредством социально-экономического анализа рассматривается взаимосвязь и взаимообусловленность социальных и экономических явлений.
Статистический анализ используют для исследований массовых общественно-экономических явлений.
С помощью экологического анализа исследуются взаимосвязь и взаимодействие состояния экологии и экономических явлений.
Маркетинговый анализ нацелен на исследование сырьевых рынков, рынков материалов, сбыта готовой продукции. Также маркетинговым анализом определяется соотношение между спросом и предложением на выпускаемую продукцию, уровнем конкурентоспособности, уровнем цен на товары (услуги).
Инвестиционный анализ имеет своей целью выбор самых эффективных вариантов инвестиционной деятельности предприятия.
Функционально-стоимостной анализ является методом системного исследования функций определенных изделий, соответствующего производственного (хозяйственного) процесса, а также определенного уровня управления.
Функционально-стоимостной анализ направлен на минимизацию затрат по проектированию, освоению производства, продаже продукции, в том числе по промышленному и бытовому потреблению данной продукции с условием е высокого качества, максимальной полезности (включая долговечность).