Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Статистика потребления материальных благ и услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Экономическая статистика / Статистика потребления материальных благ и услуг
Статистика потребления материальных благ и услуг

Основы статистики потребления населением благ и услуг материального характера

Структура и уровень потребления населением благ и услуг являются важнейшими характеристиками уровня жизни общества, в котором объекты статистического наблюдения – это потребительские единицы.

Исследования в данной области позволяют сопоставить отдельные домохозяйства и потребительские единицы.

Ключевым аспектом исследования статистики потребления является анализ обеспеченности населения продовольственной продукцией. С этой целью органы государственной статистики выстраивают балансы продовольственных запасов. В таких балансах отражается движение товаров от производства до конечного потребления, с их помощью можно провести текущий анализ и спрогнозировать будущую ситуацию на продовольственном рынке, оценить потребности в импортируемой продукции, определить фонды потребления. Источники данных для составления балансов – это формы отчетности на сельскохозяйственных предприятиях, предприятиях торговли и промышленности, результаты анализа бюджетов домохозяйств и статистика таможни.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Результаты статистики потребления находятся в зависимости от общего экономического состояния государства, государственной политики, а также от индивидуальных потребительских предпочтений, которые определяют их поведение.

Объектами статистики потребления благ и услуг материального характера выступают блага и услуги, предоставляемые населению и удовлетворяющие человеческие потребности.

Особенности анализа потребления

Определение 1

Под потреблением понимается использование общего продукта с целью удовлетворения потребностей.

Потребление подразделяется на:

  • Производственного типа, при котором используются средства для изготовления продукции;
  • Непроизводственного типа, большая часть которого – это личное потребление. Под личным потреблением следует понимать использование человеком продуктов для своего развития и обеспечения жизнедеятельности.

Потребление личного характера выполняет социальные и экономические функции. Социальными функциями являются: повышения материального благосостояния граждан, формирование всесторонне развитой личности. Экономическими – воспроизводство потребностей, регулирование структуры и объема производства, воспроизводство рабочей силы.

Объем потребления имеет следующие составляющие:

  • Потребление обществом материальных благ;
  • Потребление материальных услуг;
  • Материальное потребление в непроизводственной сфере;
  • Стоимость нематериальных услуг, потребляемых населением.

Потребление может быть как платным, так и бесплатным. Платное потребление происходит за счет собственных доходов граждан. К бесплатному потреблению относится потребление услуг и товаров в сфере образования, здравоохранения, культуры и других.

Потребление и производство активно оказывают влияние друг на друга. Задача производства состоит в обеспечении потребления. Уровень, динамика и структура потребления являются важнейшими элементами жизни людей. Уровень потребления отражает характер социально-ориентированной экономики рыночного типа.

Каждый гражданин страны, осуществляющий потребление, должен быть обеспечен:

  1. Государственной защитой своих интересов;
  2. Гарантированным минимальным уровнем потребления;
  3. Надлежащим качеством продукции;
  4. Безопасной продукцией, полной и достоверной информацией о ней;
  5. Правом на полное возмещение ущерба, который был причинен товарами ненадлежащего качества;
  6. Правом на обращение в судебные инстанции и другие уполномоченные органы государства;
  7. Правом на объединение в общественные потребительские организации.

Чтобы провести анализ потребления населения, необходимо выделить основные составляющие рассматриваемой системы. Это позволит учесть все особенности при расчете показателей, исследовать тенденции и закономерности процесса.

При анализе потребления применяются следующие группировки:

  • По материальному составу и форме выявления услуг и благ: продукты и услуги материального характера, нематериальные услуги, общие услуги, т.е. сумма материальных и нематериальных услуг, износ имущества, общее потребление (сумма материальных продуктов, общих услуг и износа имущества).
  • По источнику финансирования: осуществление потребления за личные доходы, потребление за счет средств общественных фондов.
  • По направленности благ и услуг: товары продовольственного типа, предметы гардероба, потребление жилья, потребление ресурсов, потребление услуг здравоохранения, потребление услуг связи транспорта и др.
  • По ключевым каналам поступления: торговля в розницу, предприятия, которые оказывают материальные и нематериальные услуги, потребление продукции собственного производства, потребление услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Основные показатели, характеризующие потребление материальных благ и услуг

Для того, чтобы оценить потребление населением благ и услуг, применяются различные индексы и коэффициенты.

Оценку динамики общего потребления проводят при помощи агрегатного индекса уровня потребления I(оп), расчет которого осуществляется по формуле:

Динамика общего потребления, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Динамика общего потребления, Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Где: $a_1, a_0$ – это количество потребленной продукции в отчетном периоде и в базисном, $b_1, b_0$ – потребленные услуги в отчетном периоде и в базисном, $p_0, r_0$ – стоимость продукции и тарифы на определенные услуги в базисном периоде.

Чтобы провести статистическую оценку зависимости потребительского объема от доходов применяется коэффициент эластичности $К_э$, характеризующий величину повышения или же снижения потребления услуг и товаров при увеличении доходов на 1%:

Коэффициент эластичности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Коэффициент эластичности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Где $x$ и $y$ – это начальные потребление и доход.

Если $К_э$ больше единицы, то это говорит о превышении скорости потребления над доходами;

Если $К_э$ равен единице, то доход и потребление находятся в пропорциональной зависимости;

Если $К_э$ меньше единицы, то доходы растут быстрее по сравнению с потреблением.