Инструменты экономической статистики
Экономическая статистика – это прикладное направление фундаментальной статистики, исследующее количественные явления и события в экономике.
Экономическая теория существует для того, чтобы теоретически обосновывать шаги, принимаемые в обществе для обеспечения необходимыми товарами и услугами с учетом ограниченности ресурсов. Предметом изучения становится хозяйственная система, которая представляет собой совокупность элементов и связей между ними, подверженных влиянию множества факторов. Экономическая наука пользуется различными приемами и методами для сбора информации, ее анализа и преобразования с целью обоснования выдвигаемых гипотез.
Экономическая статистика является одним из научных направлений, широко используемых в экономической теории. Прежде всего, она позволяет собирать данные о состоянии хозяйственных систем. С помощью методов экономической статистики появляется возможность сопоставлять эти данные, анализировать их, формировать планы и прогнозы. Прикладное направление статистики в экономике пользуется своими специфическими методами, среди которых выделяют:
- Статистическое наблюдение представляет собой сбор первичной информации, ее структуризацию и систематизацию.
- Метод группировок направлен на формирование совокупностей данных, объединенных определенным признаком.
- Выработка обобщающих показателей позволяет оценивать события и явления с помощью коэффициентов и иных величин.
Экономическая статистика использует такие понятия как совокупность, объединяющая разрозненные данные для исследования. Она может быть однородной и неоднородной в зависимости от общности признаков элементов. Признаками в статистике называют особенности объектов изучения, а показателями являются формализованные математическим языком предметы исследования.
Понятие покупательной способности
Большинство национальных экономических систем современности придерживаются принципов рыночной экономики. Ее отличительной особенностью можно назвать главенствующую роль спроса. Спрос определяет практически все производственные процессы в экономике. Одним из важнейших показателей для исследования спроса является покупательная способность. Под ней понимается величина, обратно пропорциональная количеству денег, необходимых для приобретения потребительской корзины.
Потребительская корзина – это примерный набор товаров и услуг, характерный для определенного уровня жизни в конкретной стране. Считается, что потребительская корзина включает в себя тот набор благ, который способен обеспечить жизнедеятельность человека.
Сущность покупательной способности заключается в количестве благ, которые может приобрести покупатель на определенную сумму денег. Она зависит от доходов населения, вернее той части доходов, которая может быть израсходована на покупки. При этом величина расходов напрямую зависит уровня цен и действующих тарифов.
Снижение покупательной способности называют инфляцией. При инфляции происходит общее повышение цен, а значит, покупатели не могут приобрести тот же набор товаров на ту же сумму, что и раньше. Инфляция сопровождается обесцениванием денег, утратой реальной части своей стоимости. Покупательная способность снижается. Рост покупательной способности называется дефляцией. Она характеризуется общим снижением цен, по сути, является противоположным процессом инфляции.
Стоит отметить, что покупательная способность валюты в разных странах неоднородна. Для того, чтобы сравнивать и сопоставлять ее для разных государств используют паритет покупательной способности – соотношение нескольких денежных единиц, которое устанавливается относительно утвержденного набора благ. При этом не учитываются транспортные издержки и ограничения по перевозке.
Статистика покупательной способности населения
Исследование покупательной способности населения является одной из приоритетных задач государственных органов статистики. Они оценивают следующие параметры:
- Доходы населения.
- Расходы населения.
- Сбережения.
- Ненаблюдаемые доходы.
- Динамика реальных располагаемых доходов.
2018 год показал, что динамика реального располагаемого дохода населения России переживала период стагнации. Это происходило на фоне роста реального уровня заработных плат и увеличения объемов потребительского кредитования. Такой эффект возник из-за того, что отмечалось снижение числа сотрудников крупных и средних предприятий, так же произошло уменьшение реального размера пенсий. Было отмечено уменьшение доли предпринимательских доходов в общих доходах населения. Негативное влияние на показатель покупательной способности населения России оказали рост налогов, являющихся обязательных для всех субъектов хозяйствования.
Однако, по 19 продуктам из 24 покупательная способность по стране увеличилась. Если сопоставлять эту динамику с соответствующей за 2014 год, то в 2019 ситуация несколько хуже. Первый квартал 2019 года показал, что общий реальный доход населения снизился на 2,3%.
Росстат перешел на новую методику сбора данных и оценки покупательной способности населения. Она повлияла на:
- Уточнение оценки оплаты труда сотрудников по найму, а также доходы от предпринимательской деятельности в составе общих доходов населения.
- Корректировку оценки расходов при приобретении продуктов и услуг вне торговых сетей.
- Учет сделок с недвижимостью на первичном рынке.
- Уточнение оценки сбережений с учетом валютных депозитов, операций с наличной валютой и так далее.
Использование новой методологии позволяет более точно отслеживать реальную динамику в экономике России. Произошло уменьшение размера ненаблюдаемых доходов в общей структуре. Точность оценки повысилась почти на пятьдесят процентов. Так же увеличилось число источников данных с 32 до 60. Количество исходных показателей для оценки так же изменилось почти в два раза для всех периодов и уровней разработки.