Задачи индексов в статистике внешней торговли
При проведении анализа динамики импорта и экспорта продукции важную роль играет индексный метод.
Индекс представляет собой показатель, который отражает результаты сравнения двух величин одного и того же показатели или же признака, оценивает изменение процесса или явления в пространстве, или времени. С помощью индексного метода появляется возможность сравнить процессы, явления, которые состоят из несравнимых элементов.
В статистическом исследовании внешней торговли использование индексного метода связано с необходимостью изучения товарных потоков во времени. Чтобы использовать индексный метод, в информационной базе должны содержаться данные по каждому отдельному показателю или признаку за минимум два временных периода: текущий и предыдущий.
Индексы внешних торговых отношений позволяют решать комплекс различных задач:
- Оценивать достигнутый уровень внешней торговли по отдельным товарам или же группам товаров;
- Проводить оценку уровня развития в целом импорта и экспорта;
- Изучать изменения в физических объемах и ценах по различным товарным группам;
- Изучать изменения стоимостных объемов товарного потока и характер влияния на данное изменение цен и количества продукции;
- изучать факторы, которые воздействуют на изменение средневзвешенной цены товаров;
- проводить оценку условий внешней торговли в стране, а также решать ряд других задач.
Анализируя внешнюю торговлю, применяются разные виды индексов. Основными из них считаются:
- Индексы стоимости;
- Индексы цен;
- Индексы физического объема;
- Индексы условий внешних торговых взаимоотношений, которые также включают: индексы реальных торговых условий, индекс общих торговых условий, индексы покупательной способности экспорта и т.д.
При статистическом исследовании внешней торговли чаще всего используются аналитические индексы, где вначале изменяется объем товаров, а цена остается неизменной и фиксируется на уровне базисного периода, во вторую очередь изменяются цены, а физический объем закрепляется на уровне отчетного периода.
Индексы внешней торговли
Использование индексов во внешнеторговой статистике обусловлено необходимостью исследования динамики товарного оборота, физического объема импорта и экспорта, изменения цен на продукцию, в условиях определения «положений торговли», при определении товарной структуры внешних торговых взаимоотношений. С помощью индексных показателей можно установить и определить тесноту связи среди отдельных факторов, а также выявить их значимость в общем изменении объемов импорта и экспорта.
Исходные величины таких расчетов – это информация о ценах, товарных объемах, реальной стоимости товаров, оценке в сопоставимых ценах.
Большое значение при вычислении индекса имеет период, в сравнении с которым анализируется изменение исследуемого явления.
Выделяется два способа определения индекса:
- Цепной способ;
- Базисный способ.
Индексы, которые характеризуют изменение исследуемого явления за некоторый временной период в сравнении с другим периодом, взятым за 100, носят название базисных индексов
Индексы, которые отражают изменение исследуемого периода в сравнении с предыдущим периодом, взятым за 100, называют цепными индексами.
Каждый индекс состоит из индивидуальных составных элементов – индексируемых величин, т. е. сравниваемых, и весов, служащих соизмерителями. При расчете физического объема внешних торговых процессов индексируемыми величинами будут являться количество товара, а весами – цены. Чтобы рассчитать индекс цен, цены индексируются, а весами служит количество товаров.
В статистическом исследовании внешней торговли расчет индексов осуществляются по следующим формулам:
Формула индекса средних цен:
Рисунок 1. Формула индекса средних цен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формула индекса физического объема:
Рисунок 2. Формула индекса физического объема. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Где:
- $p_1$, $p_0$ – цена продукции в изучаемом и базисном периоде;
- $q_1$, $q_0$ – количество продукции в изучаемом и базисном периоде.
Важнейшим показателем, который используется при оценке тенденций развития внешних торговых процессов, является индекс «торговых условий», определяемый как отношение индекса средних цен в экспорте и индекса средних цен в импорте.
$I \ усл \ торг = I (pe) / I (pi)$
Если значение данного показателя меньше единицы, то торговые условия в анализируемом периоде характеризуются как неблагоприятные в сравнении с базисным, если же больше единицы, то благоприятные.
Стоит отметить, что полную характеристику факторов, которые влияют на процессы развития импорта и экспорта в стране, можно получить при проведении комплексного исследования показателей вешних торговых отношений и в текущих ценах, и в сопоставимых. Это позволяет выявить количественное изменение величины экспорта и импорта государства, стоимости ввозимых и вывозимых товаров, а также сложившиеся торговые условия в сравнении с базисным периодом.
Статистические публикации по внешней торговле
Конструкционную основу ведения статистики внешних торговых процессов государства составляют формы официальных публикаций за квартал и за год.
Квартальные бюллетени РФ печатаются на шестидесятый день после отчетного квартала. Материалы в нем располагаются по схеме, применяемой во всем мире.
Статистические данные, отраженные в публикациях по внешней торговле, унифицированы, экономическая сущность и методы их вычисления определены государственными органами статистики, что позволяет обеспечить сопоставимость данных среди стран, а также по различным годам.
Периодические публикации статистики внешних торговых отношений содержат большой материал, при помощи которого можно анализировать тенденции развития импорта и экспорта государства, что позволяет проводить оценку специалистами экспортных возможностей или импортных потребностей страны, осуществлять анализ сдвигов в структуре импортируемых и экспортируемых товаров, прогнозировать развитие внешней торговли.