Сущность экономической статистики предприятия
Экономическая статистика предприятий представляет собой систему информации о положении, изменениях и эффективности функционирования ключевого экономического сектора (как в целом, так и по различным отраслям), а также научную и практическую деятельность, которая нацелена на сбор, обработку, хранение и анализ информации.
Информационную и методологическую основу экономической статистики предприятия составляет теория статистических наблюдений. Это позволяет получать репрезентативные данные, сопоставимые в динамике о единицах наблюдения, т.е. реальных объектах экономической системы, ресурсных элементах и производственных результатах. Совокупность перечисленных единиц образует объект исследования экономической статистики предприятия.
В экономической статистике предприятиями, как субъектами экономического оборота, являются хозяйствующие единицы, т.е. осуществляющие экономическую деятельность.
Экономическая деятельность – это соединение в производственном процессе экономически и технологически нужных трудовых ресурсов и ресурсов капитала для получения прибыли за счет изготовления определенного количества товаров или услуг.
После осуществления структурных и текущих исследований, основываясь на сплошном и выборочном наблюдении, агенты экономики предоставляют данные, на основании которых составляются динамические и территориальные ряды значений показателей, которые характеризуют ресурсы и производственные результаты предприятий. Следовательно, экономические агенты являются статистическими единицами.
Экономическая статистика предприятий как область статистики, к сфере которой относится обследование и анализ деятельности единиц производства, образует основной источник информации, необходимой для проведения экономического анализа, а, значит, и для принятия наиболее рациональных политических и экономических решений.
Экономическая статистика исследует результаты деятельности предприятия. Рассмотрим основные из них.
Продукция предприятия является прямым, полезным результатом его деятельности, который выражается либо в виде продуктов, которые имеют вещественную форму, либо в производственных услугах.
Продукты – это созданные на предприятии различные изделия, товары и т.д. их объемы выражаются в натуральных величинах (штуках, килограммах, тоннах и т.д.).
Услуги производственного характера не создают новую потребительную стоимость, но позволяют восстанавливать утраченную потребительную стоимость или же ее увеличивать. Производственными услугами могут быть:
- Ремонт и модернизация техники;
- Частичная обработка материалов;
- Расфасовка товаров и др.
Учитываться произведенная продукция может в натуральных и в стоимостных величинах.
Правильное определение объемов произведенной продукции предполагает учет степени ее готовности на конец отчетного периода.
По степени готовности продукцию предприятия можно разделить на: незавершенное производство, полуфабрикаты и готовые товары.
Определение объема продукции происходит по отпускным ценам предприятий, без учета акцизов и НДС.
Экономико-статистический анализ подразумевает использование системы показателей изготовления и реализации товаров, учитывая степень готовности продукции и ее распределения в дальнейшем.
Результатом производственной деятельности является общий объем товаров, которые произведены всеми подразделениями предприятия, в независимости от их дальнейшего распределения. Такой показатель экономической статистики предприятия носит название общего, или валового оборота.
Общие объемы произведенных товаров являются результатами производственной деятельности за рассматриваемый период. Он рассчитывается как разница между валовым оборотом и внутризаводским оборотом.
Характеризуя объемы продукции, которая подготовлена к реализации, используется показатель товарной продукции. К товарной продукции не относятся результаты деятельности, которые не предназначены для реализации.
Другой показатель статистики – это отгруженная продукция, т.е. фактически поступившая потребителям в отчетном периоде.
Под реализованной продукцией понимается продукция, которая была оплачена покупателями.
Задачи экономической статистики предприятий
Экономическая статистика предприятия призвана решить ряд задач:
- Описать объем и структуру ресурсов предпринимательского сектора и их изменение во времени;
- Описать объемы и структуру натурально-вещественных, а также финансовых результатов производственного сектора и их изменение;
- Дать сравнительную оценку эффективности использования хозяйствующими субъектами авансированных и потребленных производственных ресурсов;
- Определить тенденции развития экономических процессов в различных подсистемах предпринимательского сектора;
- Оценить степень соответствия полученных результатов и целей деятельности предприятий в реальных рыночных условиях;
- Дать характеристику роли различных агентов экономики в процессах хозяйственной деятельности;
- Смоделировать поведение экономических агентов на микроэкономическом и макроэкономическом уровне;
- Проанализировать и спрогнозировать результаты экономической деятельности на различных уровнях;
- Выявить экономические, социальные и административные факторы развития предпринимательского сектора, а также факторы принятия управленческих решений.
Показатели деятельности предприятия, которые изучаются экономической статистикой
В экономической статистике предприятия основными показателями, которые характеризуют результаты деятельности, являются:
- Выручка от реализации товаров;
- Прибыль, которая подразделяется на валовую, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
- Рентабельность, представляет собой относительный показатель, который характеризует прибыльность осуществления деятельности предприятия. Подразделяется на рентабельность продукции, продаж и капитала.