Рациональная эксплуатация автомобилей включает такие компоненты, как повышение эксплуатационных качеств средств автотранспорта, оптимизация процессов их эксплуатации, рациональная организация технического обслуживания автомобилей, их сервиса и ремонта.
К области охраны окружающей среды в первую очередь относится оптимизация процессов эксплуатации автомобилей, в направлении уменьшения их негативного воздействия на окружающую среду. Эта задача может достигаться как техническими средствами переоборудования автомобилей, в первую очередь двигателей, так и рациональной организацией функционирования автомобильного транспорта. Рассмотрим некоторые пути снижения воздействия автомобилей на окружающую среду, относящиеся к более рациональной их эксплуатации.
Планировка транспортной сети
Пробки – самый надежный показатель эффективности государственного или муниципального управления в сфере развития транспортной сети города. Одновременно это источник загрязнения окружающей среды города выхлопными газами, поскольку у стоящих в пробке автомобилей двигатели продолжают работать почти на холостом ходу, и выбрасывают не намного меньше вредных веществ, чем совершая полезную работу.
В современном городе автомобили проводят в пробках нередко больше времени, чем перемещаясь, поэтому ликвидация пробок сразу в несколько раз снизит общее время работы двигателей.
Наиболее радикальный вариант борьбы с пробками – это совершенствование транспортной топологической структуры дорожной сети. Существует три основных типа такой структуры.
- Первый вариант – квадратная сетка. Она идеальна с транспортной точки зрения: все новейшие IT-совершенствования в управлении движением, рациональное управление дорожной сетью, ориентирование водителей при помощи спутниковой навигации.
- Другая возможная структура – радиально-кольцевая. С транспортной точки зрения – неудачный выбор. В ней нередко современные городские магистрали часто упираются в старые городские улицы.
- Существует еще одна схема, так называемая, «елочка» (напоминающая укладку паркета или брусчатки). Широко используется в сельском и лесном хозяйствах, при уборке полей и лесосек. Для городов она чрезвычайно неудобна. Транспортные заторы здесь неизбежны при любом локальном ЧП (от простого ДТП на основной магистрали до локального ремонта полотна).
В плане рационализации движения городского транспорта эффективны ограничения проезда грузовых автотранспортных средств по городу; организация оптимального функционирования светофоров («зеленая волна») и транспортных развязок; передвижение машин на оптимальной скорости (при скорости 60 км/час наименьшие загрязнения); сооружение транспортных развязок на разных высотных уровнях, устройство магистралей-дублеров, замена перекрестков с левыми поворотами на современные формы развязок.
Другие способы оптимизации передвижения автомобилей
Эффективным методом рационализации пользования автомобилем является тщательное планирование поездок во времени, использование таких маршрутов, которые именно в данные часы обладают наименьшим риском заторов и пробок.
Нередко, передвинув ежедневную поездку с работы и на работу на час раньше или позже, удается сэкономить каждый день час или более времени, соответственно, двигатель автомобиля работает на столько же меньше, и тем самым меньше загрязняет окружающую среду.
Известно, что разные автомобили тратят на преодоление одного и того же расстояния неодинаковое количество топлива. На хороших дорогах существует практически прямая зависимость топливных затрат от размеров (и массы) самой машины. Поэтому следует перед покупкой автомобиля четко представлять, для каких целей он будет предназначен, и выбирать машину, соответствующую именно этим целям.
Нередко автомобиль-внедорожник (само его название говорит о техническом назначении) в течение всего периода эксплуатации ни разу не съезжает с обладающих асфальтовым покрытием магистралей.
Проблема более сложна, чем кажется на первый взгляд, поскольку автомобиль для современного человека служит средством передвижения далеко не в первую очередь.
В агломерациях со сбалансированными транспортными системами (другими словами, с высококачественным общественным транспортом, привлекательной пешеходной инфраструктурой и т. д.) перемещаться без автомобиля часто удобнее, чем на автомобиле.
Одна из основных функций автомобиля в современном социуме – маркер социального статуса владельца. Поэтому многие подсознательно отдают предпочтение наиболее крупным и дорогим машинам, как правило с весьма неэкономичным двигателем.