Объекты живой и неживой природы
Первыми на планете возникли объекты неживой природы. Под воздействием ветра, Солнца и воды горные породы понемногу обращались в почву, солнечная энергия сделала возможным формирование в воде первых микроорганизмов, которые постепенно учились питаться, дышать, размножаться.
Так как объекты неживой природы возникли первыми, то для начала установим свойства, присущие им.
-
Для тел, которые составляют неживую природу, типичны три состояния: жидкое, твердое и газообразное.
Твердые — статичны в собственных формах, очень стабильны к влиянию окружающей среды. Это почва, камни, скалы, ледники, горы, айсберги, снежинки и сосульки, песчинки или градины. Жидкие не обладают определенной формой: нефть, вода, капли дождя, облака, туман. К газообразным относятся воздушные массы, воздух, пары.
-
Все предметы неживой природы в питании не нуждаются, им не надо дышать, они не плодятся. Да, они способны расти или уменьшаться в объемах, но только за счет отделения или добавления материалов снаружи. Например, кристаллы вырастают, присоединяя подобные кристальные структуры. Или камень под влиянием ветра понемногу теряет свои частички, при этом уменьшая свой размер.
- Однажды возникши на планете, данные объекты уже никуда не пропадают, то есть обьекты неживой природы вечны. С течением времени они могут переходить из одного состояния во второе, но при этом не умирая. Красочный пример — вода: зимой, от влияния холодных температур она делается твердой (лед), при нормальных условиях — жидкая (вода), под знойными солнечными лучами испаряется, обращаясь при этом в пар.
- Двигаться тела неживой природы могут лишь при действии извне.
Живая природа появилась на нашей планете благодаря особенному сочетанию условий окружающей среды и уникальному, особому взаимодействию объектов неживой природы — воды, почвы, Солнца.
Важнейшие отличительные признаки объекта живой природы — это те, которые обусловливают их жизненный цикл.
- Все живые организмы дышат и питаются.
- Они растут и развиваются. Так, из семечек вырастают целые деревья, из эмбрионов развиваются и появляются на свет детеныши животного или человека.
- Тела живой природы способны к размножению — то есть способны воспроизводить себе подобных. Так, к пример, гора не может сформировать такую же гору, а животное или растение находятся в нескончаемом цикле смены поколений.
- Закончив свой жизненный цикл, тела живой природы переходят в класс неживой природы. Опавшая листва уже не нуждается в воде и солнце, труп животного гниёт, трансформируясь в атомы и молекулы, которые потом составят элементы и минералы воды или почвы. Пример объектов живой природы - это водоросли, растения, грибы, паразиты, бактерии, рыбы, животное, птицы и человек.
Схема взаимодействия между живой и неживой природой
Все объекты неживой и живой природы очень тесно связаны друг с другом и их жизнь невозможна по отдельности. Так, растения — это объекты живой природы, но солнечные лучи обогревают их, из воздуха они получают углекислый газ, с которого начинается процесс питания, вода наполняет растения питательными веществами, а ветер развеивает семена растений, способствуя размножению.
Схема изображает, насколько близко объединены в нашем мире все объекты неживой и живой природы. Для примера возьмем птицу — утку. Она сооружает гнездо в зарослях камыша и таким образом связана с растениями. Утка добывает пищу в воде — это связь с объектами неживой природы. Ветер поддерживает ее полет, звезды и солнце помогают устанавливать свой путь. Микроорганизмы и растения служат для нее едой, вода и солнечный свет содействуют росту птенцов. Если убрать из данной системы хоть одну из связей, то незамедлительно нарушится жизненный цикл утки.