Биография
Ф.Э. Клементс родился 16.09.1874 г. в Линкольне (штат Небраска). Учился в Университете этого штата. Его научным становлением руководил Чарлз Бесси – известный ботаник, специалист в области систематики растений. Окончив вузовское обучение в 1894 году, Ф. Клементс начал самостоятельную исследовательскую работу по флоре прерий Небраски.
В 1896 году Клементс получил степень магистра, а еще через два года – докторскую степень.
С 1897 г. он приступил к работе в том же университете, где еще недавно учился сам. Специализировался в преподавании ботаники и физиологии растений. В университете Небраски Клементс преподавал до 1907 г, после чего переехал в Миннесоту, и стал руководить в местном университете ботаническим факультетом. Затем, в период с 1917 по1941 гг. в Институте Карнеги в Вашингтоне он руководил исследованиями в области экологии. Работал на нескольких исследовательских станциях в Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Был членом Американской Национальной Академии наук, Ботанического общества (вице-президент в 1905году, консультант в 1906-1910гг.), Ассоциации содействия прогрессу науки. Скончался в Калифорнии (США) 26.07.1945 г.
Клементс ввел в экологическую науку термин «экотон», который обозначает зону резкого перехода между сообществами, т.е. нечто вроде опушки. Ему же принадлежит термин «биом», т.е. совокупность растительности и животного мира определенной территории.
Область научных интересов: ботаника, экология, микология
Многолетние исследования позволили Клементсу разработать один из важнейших законов экологии – динамическую концепцию растительных сукцессий. Его взгляды в этой области неоднократно критиковались Генри Глизоном и Артуром Тенсли, а затем Робертом Уиттакером, но в конце XX века стали вновь привлекать внимание экологов.
Сукцессии - естественная смена структуры экосистемы во вре¬мени под влиянием одном или более факторов среды. Различают также сукцессии антропического характера, т е. обусловленные деятельностью чело века и приводящие в широких масштабах к разрушению естественных экосистем под влиянием обратной сукцессии. Различают первичные и вторичные, естественные и антропические, прямые и обратные сукцессии.
Сукцессии внутри экосистем - многолетние циклические изменения численности отдельных видов (преимущественно консументы и однолетние травы) при средней постоянной общей продуктивности. Они связаны также и со снижением численности различных животных в неблагоприятный период года (отлет птиц, уменьшение численности животных, снижение продуктивности консументов, прекращение вегетации продуцентов).
Сукцессионные ряды - цепь последовательно сменяющих друг друга экосистем в пределах одного и того же участка ландшафта во времени, т.е, по ходу сукцессии любого типа. Например, постепенное образование болота на месте послеледниковой озерной котловины через ряд водных экосистем. Краеугольным камнем теоретии Клементса было представление о природных сообществах как сверхорганизмах. Он указывал, что у любой растительной формации (стадии сукцессии) имеется время рождения, дальнейшее развитие, старение и смерть. Каждое климаксное сообщество способно вновь и вновь самозарождаться, при разрушении, проходя каждый раз одни и те же этапы развития. Клементс сравнивал климакс-формацию со взрослым организмом, а сукцессию – с процессом смены поколений и развитием. Ряд научных теорий Клементса был со временем отвергнут основной массой экологов (в том числе взгляд на сообщество как сверхорганизм, теория моноклимакса, синтаксономическое деление растительного покрова), но они заставляли других исследователей искать аргументы как для их подтверждения, так и для их опровержения, тем самым давая положительный импульс развитию экологии.
Многие годы возглавляемая Клементсом научная школа динамической экологии являлась основным направлением американской геоботаники. Клементс создал огромный объем научной продукции – 11 монографий (примерно по 1 книге за 3 года) и много «мелких» статей).
Такой объем публикаций уже сам по себе составил значительную долю от всех научных работ американской геоботаники, даже не учитывая того факта, что необычность концепций Клементса дополнительно привлекала к ним внимание. Клементсовская научная школа оказала сильное влияние на геоботанические исследования в США, Канаде, Европе, Австралии и Индии.