Особенности отношения к объектам природы в младшем и среднем подростковом возрасте: сходства и различия
В младшем подростковом возрасте максимума достигает субъектификация объектов природы, немного снижаясь к среднему подростковому возрасту. От младшего к среднему возрасту уменьшается количество учеников, включающих объекты природы в «значимый список».
Среднему подростковому возрасту остается присущ непрагматический характер взаимодействия с объектами природы, берущий свое начало и проявляющийся с максимальной активностью несколькими годами раньше в младшем школьном возрасте. Непрагматическая составляющая, достигает максимального развития именно в младшем подростковом возрасте, сохраняясь затем и в среднем подростковом возрасте. Хотя в целом отношение к природе носит субъектный характер, со среднего подросткового возраста отмечаются зачатки объектного восприятия мира природы, возможно, это связано со школьным курсом естественно научных дисциплин, изучаемых в среднем и – позже – в старшем подростковом возрасте.
У подростков средней возрастной категории главным является поступочный компонент, а когнитивный (он был в большей мере ведущим у младших учеников) компонент опускается на третье место. Постепенно доминирующим среди школьников становятся экологические установки плана «природа – объект охраны», то есть экологические установки, связанные как раз с поступочным компонентом.
Готовность собственными силами участвовать в охране природы выражает 38% десяти- и одиннадцатилетних учеников, среди 12-13- летних этот показатель составляет 46%.
Итак, младшие и средние подростки в целом характеризуются преобладанием поступочного субъектно-непрагматического типа субъективного отношения к объектам природы.
Старший подростковый возраст
В старшем подростковом возрасте значительно снижается уровень субъектификации объектов природы, субъектификация перестает быть ведущим фактором. «Субъектное» восприятие как правило сменяется «объектным». В этом возрасте стремительно падает количество подростков, относящих объекты природы к числу значимых, что провоцирует ряд возможных негативных поступков.
Жестокость по отношению к животным и растениям в старшем подростковом возрасте может быть результатом стремления выплеснуть заряд агрессивности, присущей периоду трудностей в общении и социализации.
В то же время в старшем подростковом возрасте растут эколого-природопользовательские установки прагматического типа. В основе мотивации «природа – объект пользы» лежат разные причины.
Одна из них – стремление за счет объектов природы выделиться из среды сверстников (например, поймать больше рыбы). Вторая причина – стремление подражать прагматической деятельности взрослых (рыболовство, как правило, у мальчиков, консервирование у девочек и т.д.) И третья причина – возможность выплеснуть «на природе» накопившуюся агрессию.
Итак, для старших подростков становится ведущим практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Юношеский возраст
В юношеском возрасте объектное восприятие и отношение к природе уже окончательно закрепляется. Как следствие, уровень субъектификации природных объектов достигает своего минимума. Природные объекты теперь существенно реже воспринимаются в качестве «значимых».
В то же время в юношеском возрасте непрагматический уровень отношений с природой по сравнению со старшими подростками довольно существенно растет, но одновременно уменьшается количество эколого-природопользовательских установок прагматического типа (природа – «объект пользы»), уступая место установкам эстетического характера (природа – «объект красоты»).
Таким образом, юношескому возрасту свойственен объектно-непрагматический характер отношения к природе, ведущим становится перцептивно-аффективный (перцепция – это восприятие, аффект – эмоция) компонент, согласно которому при контактах с природой юноши не преследуют цель получить из нее какой-либо непосредственно полезный продукт, напротив, преобладает непрагматическая мотивация, например, полюбоваться красивыми пейзажами.
Далее следуют практический, потом поступочный компонент, а когнитивный переходит на последнее место.
У юношей окончательно складывается структура компонентов, присущая взрослым. Для юношеского возраста основным становится перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.