Классификация аварий с точки зрения воздействия на окружающую среду
С точки зрения окружающей среды, авария это результат и процесс разрушительных явлений на предприятии, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия и отходы производства, технологическое оборудование, становятся поражающими факторами для окружающей среды и самого человека.
Аварии по тяжести своих последствий подразделяются на проектные и запроектные или крупные.
- К первой категории относятся предсказуемые аварии, предусмотренные системами обеспечения безопасности предприятий. Здесь возможно гарантированное обеспечение определенного уровня безопасности, рассчитанное при проектировании объекта.
- Промежуточным типом являются отсроченные аварии, могущие возникать при длительном хранении химически агрессивных веществ, рано или поздно способных разрушить собственную емкость и попасть в окружающую среду, нередко став источником дополнительных аварий.
- Крупная авария может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, способной служить угрозой для жизни и здоровья людей, а также экологического равновесия в природе.
Поскольку существует человеческий фактор, все производства можно рассматривать как потенциально аварийные, т.е. объекты ненулевого риска.
В соответствии с внутренней спецификой, все аварии обычно подразделяют на пожары, взрывы и токсичные выбросы. Эта классификация весьма условна, поскольку, например, после взрыва очень велика вероятность пожара, или наоборот, также любая из этих категорий может сопровождаться выбросом токсического вещества.
Специфика аварий как источнике загрязнения
Основная экологическая специфика аварий состоит в двух аспектах – их неожиданности (т.е. даже при рассчитанном уровне риска неизвестно, в какой момент времени произойдет авария) и невозможности контролировать объемы выбросов в окружающую среду. Если для условий нормального функционирования предприятия существуют специальные нормы продуцирования им вредных веществ, при выполнении которых существование данного производства в данном месте считается допустимым, то для аварий подобные нормы отсутствуют, и, даже если бы они и были, их соблюдение оказалось бы физически невозможным.
Согласно современной концепции природопользования загрязнитель (т.е. в данном случае предприятие) должен платить за загрязнение среды, ставки оплаты зависят от того, производится ли загрязнение в пределах установленных нормативов или превышает эти пределы. Предполагается, что эти средства должны использоваться на проведение природоохранных мероприятий. Однако при авариях, сопровождающихся разрушением предприятия, может оказаться уничтоженным и сам субъект платежа.
Какими бы несовершенными не были нормы «приемлемого» загрязнения окружающей среды пори нормальном функционировании предприятий, они все же основаны на результатах каких-то исследований и имеют под собой определенное основание. При авариях загрязнение как правило многократно превышает эти нормы, что приводит к необратимым последствиям для окружающих территорий и живых объектов.
Даже сам учет объемов загрязнения при авариях весьма проблематичен. Обычно он производится лишь косвенными методами – при помощи подсчета имевшегося изначально объема вещества, могущего оказаться в составе выбросов, или по концентрации загрязняющих веществ в атмосфере (в связи с динамичностью газовой оболочки Земли имеет какой-то смысл лишь непосредственно во время самой аварии или сразу же после нее, однако по понятным причинам именно в этот момент не проводится). Иногда, при выбросах стойких в окружающей среде токсикантов, зона отчуждения, образовавшаяся в результате аварии, может сохраняться в течение десятков или даже сотен лет, особенно это вероятно в случае аварий на атомных электростанциях.