Стиль «поп» − стиль молодых
Опровергая приписываемое некоторыми культурологами «искусству общественного потребления» определение «низменное искусство», поп-дизайн значительно расширил свои границы, сформировав свой индивидуальный специфический язык и подход к дизайн-проектированию, образно-пластическую, художественную форму вещи, синтезировав искусство и проектную деятельность, поднявшись в XXI веке до статуса произведения искусства, оставаясь молодым и экспрессивным.
В период творческих поисков смысла в эпоху 60-х стиль «поп» стал идейным лозунгом молодых, отвергая добротность, долговечность, функционализм и рационализма вещи и признав приоритетность яркости нескончаемого детского праздника, бунта и дерзости. Это стилевое направление стало настоящим прорывом в философии промышленного производства и дизайна. Дизайнеры использовали практически все доступные подручные материалы и предметы, некогда выброшенные в мусор. Броское пневматическое кресло из поливинилхлорида (Ди Пас, Д'Урбино), стул для ребенка из гофрокартона (П. Мурдок), платья из бумаги и др. стали, своего рода, арт-объектами, продемонстрировав право на жизнь и успех «культуры недолговечности».
Материалы в поп-дизайне
Одним из излюбленных материалов, с которым довольно продуктивно работали дизайнеры, стал пластик. 60-е годы – это период массового производства этого синтетического материала, ставшего одним из основных элементов стиля «поп». Низкая стоимость материала и возможность экспериментировать вывели пластик на первый план творческой проектной деятельности европейских дизайнеров.
Стилевая принадлежность определялась также характерной палитрой ярких, порой не совместимых по канонам дизайна, радужных цветов и смелыми формами, вытеснившими послевоенный аскетизм, ставшими приглашением в новый мир оптимизма и надежды на успех, экономическое благосостояние, сексуальной свободы. Образцом успешной работы с пластиком может служить творчество известного дизайнера Энзо Мари. В результате его творческих поисков возникли многочисленные объекты высочайшего качества, выпущенные фабрикой «Danese»: цилиндрическая подставка для зонтов (1962), ваза «Паго-Паго» (1969), модульная система для оборудования выставок (1965).
Этапы развития и совершенствования стилевого направления поп-дизайн
Огромное влияние на проектное творчество оказало течение в изобразительном искусстве, связанное с созданием методами оптического и светового эффектов, визуальной иллюзии трехмерного пространства. Художники своими работами приглашали зрителя углубиться в мир иллюзий мастера, завязать диалог, понять смысловой посыл, проникнуться идеей автора. Беспредметное и удивительно эффектное, данное направление просуществовало определенное время, но ввиду отсутствия фундаментальной культурологической опоры, необходимой для системного развития, к началу 70-х исчерпало свой тематический арсенал, оставив дизайну образцы изобретательных практик.
Поддержание интереса к стилевому направлению по -дизайн и его популяризацию в 70-е годы обеспечивали средства массовой информации, однако на фоне кризисной обстановки в обществе, дизайнеры вернулись к идеям функционализма и рациональным принципам формообразования. Для поп-дизайна это означало обновление ряда идейных принципов, конкуренция на фоне зарождения стиля «хай-тек» и постмодернистских тенденций.
Ориентированный преимущественно на молодежный рынок, поп-дизайн, проповедующий эстетику недолговечности, сумел сохранить позиции, став вневременной классикой современности благодаря сформированной теоретической основе, собственным принципам и закономерностям формообразования. Стиль означал: быть модным, в высшей степени соответствовать времени, что привлекало именно молодежную аудиторию и способствовало направлению оставаться актуальным.
Поп-дизайн в интерьере
Рациональное начало в дизайне интерьера, создаваемого на принципах стиля поп-дизайн, противостоящее иррационализму, можно оценить и на примерах современных проектов, разработанных дизайнерами нового тысячелетия (рис.). Отсутствие лишних деталей, загромождающих помещение, оригинальные формы мебели, яркость и эпатаж – вот современный поп-дизайн, объединивший массу стилевых тенденций и не утративший своего идейного «лица».
Жизнеспособность стиля и потенциал в дизайне интерьера обусловлен эксклюзивом, отношению к предмету, используемым материалам, оптимистичной и яркой цветовой палитре, возможности комбинировать стилевые тенденции, демократичности, футуристической атмосфере.
Рисунок 1. Стиль «поп» в дизайне интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Стиль «поп» в дизайне интерьера. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ