Общие сведения о полиграфическом дизайне
Полиграфический дизайн — один из видов графического дизайна. В рамках этого направления производится проектирование материалов для печати.
Основной задачей полиграфического дизайна является проектирование легко воспринимаемого человеком дизайна на бумажном носителе.
Специалист в этой области обязан понимать, на каком носителе будет реализован макет, какие стадии производства макету необходимо пройти до того, как он станет готовой печатной продукцией.
Сферы использования полиграфического дизайна
Сфера применения полиграфического дизайна широка. Он может использоваться в таких областях, как:
- Реклама для массового потребителя. В качестве примера можно привести прессу или наружные рекламные щиты.
- Печатная продукция, используемая в рекламных целях. Примеры — листовки, календари, буклеты.
- Продукция, состоящая из большого количества листов. Примеры — справочники, брошюры, книги.
- Издания, выпускающиеся периодически. Примеры — журналы, газеты, корпоративные издания.
Стадии изготовления полиграфической продукции
Для получения готового полиграфического продукта необходимо пройти пять этапов:
- Первый этап — проектирование дизайна. В рамках этой стадии создается макет графического оформления по техническому заданию клиента. Макет должен также отвечать всем техническим условиям для производства такого рода изделия.
- Второй этап — препресс. На этом этапе необходимо подготовить макетный образец к печати, согласно техническим условиям производства.
- Третий этап — предпечатная подготовка. Данный этап характеризуется созданием фото- и печатных форм, высечек, штампов и других особенностей определенного технического задания клиента.
- Четвертый этап — печать. Это предпоследняя стадия перед получением готового полиграфического продукта. На данном этапе необходимо выполнить качественную печать всех макетов.
- Пятый этап — послепечатная обработка. В рамках этой стадии отпечатанную продукцию оформляют при помощи переплета, брошюровки, ламинирования, склейки, высечки, лакирования, конгрева, тиснения и др.
Методы изготовления печатной продукции
На качество готового печатного продукта влияет не только качество бумаги, которая используется для печати, но и методы изготовления. Решающим для стоимости и качества изделия может оказаться выбор методов для послепечатной обработки, потому что у каждого из них есть свои технические особенности. Незнание этих особенностей полиграфическим дизайнером может стоить заказчику больших денег в случае печати большого тиража с ошибками на этапе послепечатной обработки.
К основным методам изготовления печатной продукции относятся:
- лакирование;
- высечка;
- тиснение фольгой;
- конгрев.
Метод лакирования
При помощи лакирования можно существенно усовершенствовать облик и свойства печатного изделия. Процесс лакирования достаточно прост — на оттиск накладывают пласт раствора лака. После высыхания лак образует бесцветную оболочку. Эта оболочка блестит, что создает большую яркость и красочность цветов. Более того, слой лака помогает защитить изделие от грязи и сырости, износа краски, таким образом, повышается срок службы и носкость изделия.
Особенности этого метода:
- Ультрафиолетовый метод покрытия лаком бывает как выборочным, так и сплошным. Из-за этого часто заказчики используют его как дополнение к процессу печати.
- Покрытие лаком бывает как матовым, так и глянцевым. Для разных покрытий используют разные типы лаков. Однако возможно создать изделие, которое будет сочетать в себе матовый и глянцевый результат. Для этого будет использоваться метод Drip-off покрытия лаком. В рамках этого метода в первую очередь на изделие накладывают матовое покрытие, а потом — глянцевое покрытие. Глянцевый лак оказывается в местах, где нет матового лака. Так создается печатная продукция, в разных областях которой наблюдается глянцевый и матовый эффект.
Метод высечки
Высечка — это метод изготовления печатного изделия, при котором создают из формы прямоугольного бумажного листа продукцию другой формы при помощи штамповки по контуру.
Основная особенность этого метода состоит в том, что штампы могут применяться как обычные (например, для создания папок), так и специальные для определенного технического задания. Широко используется данный метод для производства открыток, этикеток, календарей небольшого формата, упаковочного материала и др.
Метод тиснения при помощи фольги
В рамках данной технологии используют разноцветную фольгу. Ее помещают между бумагой и клише, который предварительно нагревают. Далее происходит процесс прессования. Клише могут быть разной формы и размеров.
Рисунок 1. Клише для тиснения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Метод конгрева
Этот метод представляет собой выдавливание на бумаге нужных заказчику изображений. Для него используют пресс горячего тиснения, а также матрицу и контр-матрицу. Нередко его используют для создания суперобложек, различных открыток, этикеток, упаковок мягкого типа, дипломов и др.
Рисунок 2. Изделие с конгревом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Существуют также иные методы для послепечатной обработки продукции. К примеру, брошюрование, ламинирование и многие другие.
Ошибки в процессе создания полиграфического дизайна
Основной ошибкой в этом процессе можно считать конвертацию уже созданного макетного образца в CMYK из RGB. Дело в том, что в CMYK происходит раскладка черного цвета на четыре цвета. Это способствует созданию просветов в тексте, а также его нечеткости.
Черный текст обязан быть напечатан только краской черного цвета. Использование иных цветов может привести к серьезным ошибкам.
Еще одна часто встречаемая ошибка - применение одной краски черного цвета для обширной площади. Дело в том, что черная краска так будет воспринята в качестве «прозрачный чёрный». Из-за этого необходимо применять для создания плотности сложные черные цвета, то есть добавлять такие краски, как Magenta, Cyan или Yellow. Величина краски сложного черного зависит от бумажного носителя (его толщины и вида).
Технические показатели для макетного образца
Перед началом создания дизайна для полиграфии необходимо сделать запрос о технических требованиях со стороны типографии. Многие периодические издания выставляют условия для макетов-реклам. К примеру, от периодического издания может поступить такое требование: «разрешение — 300 ppi; цветовая модель — CMYK; формат файла — TIFF; вылеты за обрез (bleed) — 3 мм».