Особенности зрительного восприятия цвета и света
Восприятия цвета и света происходит благодаря зрительному аппарату человека. Различный уровень спектральной чувствительности глаза способствует тому, что монохроматические излучения схожей мощности, но с неодинаковой длиной волны, ощущаются по-разному. По мере уменьшения интенсивности показатель видимости стремится к излучению короткими волнами. Получается, что синий будет восприниматься более светлым, чем красный в режиме ночного зрения, несмотря на схожую яркость цветов.
Самое правдивое восприятие цвета получается при солнечном свете, потому что световые волны равномерно распределяются, а свет от лампы уже искаженный, потому что волны распределяются неравномерно. Также деформация перцепции может происходить из-за преобразования насыщенности поверхностей. Из-за этого часто синие поверхности воспринимаются более темными, когда на них направляют свет лампы.
В случае, когда источник не создает видимых световых волн, все цвета будут либо сильно искажены, либо не насыщены. Приведем пример: на поверхности, на которую падает свет натриевой лампы, все цвета кроме желтого воспринимаются серыми.
Компенсировать искажения цвета возможно при помощи явления цветовой константности. Восприимчивость глаза к цвету находится в зависимости от процента отражения световых волн.
Восприятие меняется по мере изменения яркости. Если происходит излучение большого количества желтого, но малое излучение синего, то восприимчивость к желтому будет меньше, чем к синему. Поэтому восприятие темных цветов становится более глубоким после освещения лампами поверхности. Цвет воспринимается на несколько тонов темнее, чем он есть на самом деле из-за нехватки в лампе соответствующих волн.
Глаз человека способен воспринимать пространство как в темноте, так и при освещении, различать вещи на близком расстоянии и в отдалении. Человеческий глаз способен привыкнуть к небольшому уровню освещения, так восприимчивость сетчатки глаза становится намного больше.
Многие цвета спектра исчезают после того, как наступают сумерки. Самыми первыми исчезают теплые цвета, которые создаются длинной волной – красный, желтый и оранжевый. Потом происходит исчезновение цветов средневолнового спектра – зеленые, голубые, желто-зеленые. В последнюю очередь исчезают цвета коротковолнового спектра, то есть фиолетовые и синие. Так все вокруг становится ахроматическим.
Контраст и восприятие предметов
Значительно влияют на восприятие предметов контрасты фона и вещи. Воздействие ощущается на уровне перцепции объема, положения, а также формы. Существуют контрасты:
- ахроматические – по светлоте;
- хроматические – по насыщенности.
Контрасты воспринимаются таким образом человеческим глазом:
- темный цвет становится еще темнее на фоне светлого цвета, а светлый цвет становится еще светлее на темном фоне;
- цвет, который располагается на фоне хроматического цвета, кажется дополнительным оттенком к фону;
- цвет становится более насыщенным, если поставить его на фон дополнительного цвета;
- цвет становится более серым, если находится на фоне одинакового цвета;
- хроматический контраст становится сильнее в работах, где нет ахроматического контраста;
- контраст усиливается по мере уменьшения размера объекта на фоне.
Контраст по цвету и насыщенности часто используется в практической бытовой деятельности. При помощи этих контрастов возможно получить визуальный эффект, при котором предметы как будто будут находиться в удалении, делать пространств больше, создавать визуальные ограждения. Также возможно создать эффект приближения предмета. Предметы теплого цвета кажутся намного ближе, чем предметы холодного цвета. Эффект выпуклости наблюдается у теплых цветов.
Восприятие цвета в дизайне
Разные по своему характеру цвета позволяют корректировать пространство в рамках дизайна интерьера. Так, возможно в длинном и узком пространстве покрасить стены в холодные цвета (или цвета с добавлением белого) – это создаст эффект удлинения помещения. Покраска этих же стен в теплые цвета создаст ощущение уменьшения данного пространства. Усилить данный эффект возможно при помощи покраски стен в контрастные оттенки. Можно также использовать большие росписи, рельеф и иные элементы, которые только уменьшат помещение. При помощи данного приема возможно сделать предметы визуально удаленными, но при этом фон приблизить.
Базой для создания цветовых композиций служат адаптация цвета и контрасты.
Психофизиологическое воздействие цвета и света
Особенности перцепции цвета связаны с тем, как человек воспринимает цвет и свет психикой. Напрямую влияние цвета на психику человека связано с ассоциативным рядом.
Получается, что теплые цвета вроде красного, желтого и оранжевого создают ассоциацию с жаром, солнечными днями, несут тепло. А вот голубой цвет обычно ассоциируется человеком с небесами, льдом, водой, часто создает ощущение холодности.
Цветовая среда сильно меняет тепловое ощущение в пространстве. Так в помещении, которое окрашено в темные цвета вроде синего или зеленого, человек ощущает себя намного холоднее, чем в комнате с теплой краской на стенах.
Ученые установили, что психофизиологическое воздействие цвета на человека зависит от цветового тона. Ими было установлено, что цвета вроде красного, желтого, оранжевого и других теплых оттенков приносят организму возбуждение, но делают слуховой аппарат человека менее чувствительным.
Темные, холодные оттенки вроде синих, голубых, фиолетовых действуют на нервы успокаивающе, но в какой-то момент могут начать угнетать нервную систему. Красный цвет позволяет повысить давление, у некоторых подопытных учащалось дыхание. А вот голубой и зеленый цвета, наоборот, снижали давление и успокаивали дыхание.
Цвета, которые находятся в середине спектра, влияют на психику в положительном ключе, не утомляют человека. Синий, красный и фиолетовый цвета создают эффект утомления. Практически никакого воздействия на человека не имеют ахроматические цвета. Однако белый и серый цвета ассоциируются у человека с холодом и пустотой. Их можно использовать в качестве фоновых для хроматических цветов.