Что такое дизайн обуви
Дизайн обуви – это вид дизайна, который направлен на создание новых образцов обуви. Данная область находится на границе моды, искусства и биомеханики.
Дизайнер обуви определяет формальные качества обуви вроде особенностей каблука, подошвы, декора, материала. Основная задача дизайнера – соединить в обуви эстетику и удобство. Специалист в этой области использует знания о физиологии человека, дизайнерский вкус для того, чтобы готовая модель пришлась по вкусу покупателю.
Дизайн обуви пытается охватить абсолютно все сферы среды, которая окружает человека. Создавать обувь – значит использовать творческие способности для придания внешней привлекательности модели и технические навыки для придания удобства модели.
Дизайн обуви делится на:
- Художественный дизайн. То есть, создание только внешне привлекательной модели.
- Технический дизайн. Это целая научная дисциплина, учитывающая все особенности проектирования обуви – конструирование, функциональность, комфортность создания, использования и утилизации.
Основная особенность дизайна обуви состоит в том, что дизайнер должен думать не только о внешней стороне работы, но и о технической составляющей – размере, удобстве. В этом плане дизайн обуви сближается с дизайном одежды.
История дизайна обуви
Данная отрасль дизайна начала развиваться в глубокой древности: человеку во все времена нужно было покрывать чем-то свои ноги. Историки могут лишь предполагать, какую обувь носили древние люди, потому что практически нет моделей, которые бы сохранились до нашего времени.
Считается, что в период Древнего Рима существовало всего два типа обуви:
- туфли;
- сандалии.
Туфли были сделаны таким образом, чтобы полностью закрывать ногу, завязками в них служили ленты. Сандалии могли прикрыть только стопы, ремешки помогали закрепить обувь на ноге. В Древнем Риме существовала строгая градация того, какую обувь могли носить люди разных полов и сословий. Так, мужчины могли надевать только обувь черного цвета, а девственные девушки – обувь закрытого типа. Для праздничных мероприятий использовали обувь красного цвета. Знатные граждане носили под обувью особые носки с пальчиками. Декор на обуви появился в Древнем Риме позже, когда культура Древней Греции повлияла на древнеримскую. Римляне начали украшать обувь мордами львов, вышивкой, цепями и другими украшениями.
Скифы использовали в повседневной жизни высокие сапоги из кожи, меха или войлока. Они, конечно, не были похожи на современные сапоги и больше напоминали чулки, их прикрепляли к ноге при помощи ремней. Скифы гордились дизайном своей обуви, поэтому постоянно заправляли штаны в сапоги. Для женщин создавали полусапожки с яркими и богатыми украшениями. Обычно женские модели были красного цвета. По традиции подошву сапог также украшали. Традиция появилась из-за того, что скифы сидели таким образом сложив ноги, что подошва была видна.
Рисунок 1. Скифская обувь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следующий этап развития дизайна обуви - период Средних веков в Европе. Жители Европы начали использовать обувь из-за изменений в климате. Популярными моделями стали туфли с загнутыми носами. Трендом того времени были колокольчики, которые цеплялись на туфли. Позднее такое украшение использовали только шуты.
Уже в 18-19 веках люди поняли, что обувь может быть не только средством защиты ног от климатических особенностей региона, но и украшением. В этот период начали создавать декоративные модели – в основном для знатных особ и королей. Современная же обувь сочетает в себе удобство и красоту.
Этапы создания обуви
Первый этап создания обуви не эскиз, как может показаться, а определение особенностей колодки.
Колодка – специальный инструмент, с помощью которого обуви придают нужную форму и сохраняют ее до самого конца производственного процесса.
Колодка является основой всего процесса создания обуви. Именно от нее зависит, какой результат получится, будет ли человеку в модели комфортно. Колодки бывают женскими и мужскими (учитываются анатомические особенности ног). Все колодки существуют в рамках размерной сетки. Она стандартная – от 35 р. и дальше.
Второй шаг – непосредственно дизайн будущей модели. После того, как была определена колодка, дизайнер начинает творить. Он должен понимать, как будет выглядеть результат работы. Отрисовка эскиза происходит сразу на колодке. Дизайнер разрабатывает абсолютно все части будущей обуви – верх, подкладку, как будут обработаны края. В работе на колодке есть один значительный плюс – можно отследить, как выглядят линии, где нужно будет сделать изменения.
Третий шаг – формирование выкройки. После согласования модели, которую сделал дизайнер, работу начинает модельер-конструктор. Он создает макет изделия на плоскости с учетом всех технических особенностей. Получаются первые выкройки из бумаги.
Четвертый шаг – выбор рабочих материалов. Выбор материалов крайне важен в процессе дизайна обуви, потому что от этого зависит удобство и срок службы модели. Обувь может быть произведена их кожи, нубука, замши. У каждого материала есть свои особенности, которые влияют на работу с ним. Натуральная кожа является самым приятным материалом для носки, эластична, мягкая. Искусственная кожа уступает в эластичности настоящей, она часто идет трещинами и лопается.
Пятый шаг – создание верхней части модели. По выкройкам мастер режет материал. Части сшивают на производстве. Получается модель обуви без подошвы. Шестой этап – создание подошвы. Для создания подошвы еще раз используется колодка. Верх плотно натягивают на колодку, при помощи клея подошву присоединяют к верху. Для женской обуви к подошве может крепиться каблук.
Седьмой этап – закрепление результата. Готовую модель оставляют на сутки для высыхания. Если пропустить этот этап, модель будет расклеиваться и повреждаться в процессе эксплуатации. Восьмой этап – добавление последних деталей. К готовой модели пришивают пуговицы, добавляют шнурки, иную фурнитуру.