Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мозаика как средство создания образа окружающей среды

«Собранная из кусочков»

Древнейшее искусство, призванное украшать жилище человека, общественные здания, дворцы и храмы, − искусство мозаики возникло еще в четвертом веке до н. э. Мозаичные орнаментальные рисунки, которые можно рассматривать как первые опыты дизайна среды обитания человека, украшали фасады домов в Междуречье и улицы городов древней Месопотамии. Образцы изящных мозаичных произведений искусства, отображавшие эстетические воззрения их создателей, сохранились с древних времен в Египте, Китае и Центральной Америке. Мозаичному оформлению подвергались как предметы быта (шкатулки, украшения, домашняя утварь, маски и др.), так и торжественные залы зданий.

В качестве материала для создания мозаичных образов использовали слоновую кость, шлифованный камень, перламутр, особые породы дерева, вулканическое стекло. Дошедшие до нас со времен Античности мозаики Греции и Рима свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства художников, создававших образы быта людей различных сословий, батальные сцены, картины празднований и многое другое, характеризующее жизненный уклад и приверженность человека к украшению жилища и среды обитания в целом. «Собранная из кусочков», так звучит в переводе с итальянского «мозаика», сопровождающая человека в течение всего периода развития мировой культуры. Мастерами античности был выработан универсальный мозаичный стиль стилизации реального изображения окружающего мира с помощью модульной системы мелких частичек, кусочков, кубиков различных материалов, не утративший актуальности и лежащий в основе современных технологий создания мозаичных панно художниками-дизайнерами.

Статья: Мозаика как средство создания образа окружающей среды
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Византийская мозаика

Особое место в истории мозаики принадлежит мастерам Византии, использовавшим этот прием для передачи смысловых религиозных посылов в храмах, возведя мозаичное искусство в ранг культового. Храмовая мозаика трактовала образы в духе условности, идеализируя изображения святых. Монументальные мозаичные полотна Византии, которыми были наполнены храмы, доносили содержание образов, призывая человека поклоняться им, следовать за ними и подражать им.

Византийская мозаика обладала особой бархатистой структурой материала, благодаря чему образы святых были видны с большого расстояния. Византийская «смальта» − разновидность мозаики (непрозрачное стекло) − была призвана служить христианскому верованию. Ее притягательная, фантастическая красота была обусловлена технологией изготовления, принадлежавшей государству. Технология изготовления этого искусственного мозаичного материала состояла в варке стекла в печах с последующим охлаждением на чугунном основании. В дальнейшем застывшее стекло кололи на кусочки различного размера в зависимости от масштабности объекта.

«Мозаика как средство создания образа окружающей среды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Флорентийская мозаика времен Ренессанса

Распространению в Европе мозаика во многом обязана Флоренции. Изготовление мозаичных картин состояло в подборе различного размера кусков натурального камня, плотной их подгонке друг к другу с учетом структуры поверхности материала, подчеркивая характер создаваемого образа. В основе технологии – использование природного рисунка на камне. Таким образом, особенности натурального камня, полируемого до четкого проявления структуры и текстуры, стал основой передачи образа флорентийской мозаики. Доставляемый из различных областей Европы полудрагоценный и драгоценный камень, имеющий различные текстуры и цветовые оттенки, позволял мастерам создавать уникальные произведения, удивлявшие и поражавшие цветовой насыщенностью, красотой, детальной передачей характера образов. Эта техника успешно прижилась в России, ставшей преемницей флорентийской классики.

Использование мозаичной техники в Европе для создания различных образов и сюжетов, связано также с модернистскими тенденциями, внесшими эклектику в искусство и архитектуру. Европейский модерн обогатил набор материалов для создания мозаичных изображений, дополнив его керамикой, фарфором, стеклом, галькой. Стереотипы и традиционные способы стилизации окружающего мира были нарушены новыми веяниями и способами кладки. Наряду с классическими формами появились частицы неправильной геометрической формы. Фантастические изображения с применением данной техники прославили испанского архитектора Гауди, органично вписавшего в архитектурную среду необыкновенные произведения искусства, обогатив классическую мозаику новыми приемами.

Российская и советская мозаика

Основанная на классических принципах, российская мозаика принадлежала категории царственных апартаментов и храмовых комплексов. По прошествии времени, уже на новом уровне, мозаичную технологию возрождал М. Ломоносов, разработав собственную технологию варки смальты. Им были созданы уникальные полотна ратных подвигов Отечества и портреты. XIX век в России стал очередным этапов развития мозаичного искусства. В этот период создаются шедевры, украшающие соборы и живописные полотна на стенах зданий, возобновляется использование разработанной М. Ломоносовым технологии варки смальты, создается специализированное отделение Академии художеств, благодаря чему российская мозаика обретает собственное уникальное лицо и стиль.

Советский период в истории развития мозаичного искусства связан с революционной и военной тематикой, отображением различных сюжетов производственных процессов, космосом, молодежными стройками и т.д. Удивительными и впечатляющими являются мозаичные панно, украсившие залы метро (рис.). В этот период создавались дворцы для народа, детские дома творчества, санаторно-курортные корпуса и т. д., получившие в качестве монументальных украшений фасадов яркие образы свершений и побед. При этом талантливые художники и дизайнеры, несмотря на официальные стереотипы тематики, создавали поистине шедевры искусства, вкладывая в них свое видение мира, талант, стилевые авторские особенности. В настоящее время техника мозаичного искусства не потеряна, более того, этот способ стилизации образов и окружающего мира набирает популярность, прирастает новыми формами, материалами, стилями, техникой.

Примеры мозаики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Примеры мозаики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Художественная мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Художественная мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 4. Мозаика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.09.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot