В статье рассматривается термины «медиация» и «медиатор», их эволюция в истории музеологии, осмысление сущности медиации и той роли, которую играет в музее медиатор по мысли французских, швейцарских и канадских исследователей. В статье приводятся размышления различных исследователей о значении процессов обучения в ряду других функций музея, проводится параллель между музейной медиацией и музейной педагогикой, отмечается их сходство и различие.
Автор статьи предлагает обратиться к феномену музейной среды. Важнейшим элементом метасистемы музейной среды выступает музейная экспозиция, проведя ее ретроспективный анализ на основе трудов российских и зарубежных музеологов, автор приходит к выводу о наличие инвариантных составляющих музейной экспозиции: экспоната, экспозиционного пространства и идеи, положенной в основу музейной экспозиции или выставки. В рамках культурной парадигмы под влиянием диверсификации восприятия экспозиции посетителем эволюционировали методы экспонирования и грани взаимосвязи посетитель-музей. Примеры экспозиций музеев России и стран Европы дают понимание того, какие новые тенденции характерны для музейной среды. Особое внимание уделяется современным формам инвариантных составляющих музейной экспозиции, констатируется необходимость их осмысления на нынешнем этапе развития музейного дела.