В статье раскрываются основные подходы к трактовке и реализации цифровизации высшего образования - редукционистский, технократический и антиредукционистский, антропопрактический. Цифровизация высшего образования рассматривается автором в рамках антропопрактического подхода - как многомерный процесс (не сводимый к внедрению дистантных образовательных технологий), где центром и самоцелью выступает преобразование человека и человеческих отношений в образовательных средах, а цифровые технологии выполняют лишь инструментальную роль. При этом если технооптимизм или прогрессивизм полагает, что цифровизация отвечает интересам человека и запросам на саморазвитие, то технопессимизм или консерватизм, напротив, рассматривает цифровизацию как дегуманизирующий процесс. Сравнивая полярные подходы к оценке антропологических рисков и перспектив цифровизации высшего образования, автор обосновывает значение технореализма как мировоззренческой и методологической основы разработки и реализации конструкт...
Общая традиция, связанная во многом с переходом от утопического к научному осознанию перспектив развития общества, вполне обоснованно подвергала утопическое сознание критике. Вопрос заключается в том, имеем ли мы дело с утопическим сознанием в условиях, когда оно помогает раскрыть новые горизонты или когда начинает тормозить возможности осмысления политической реальности с научных позиций. Критика утопии может также осуществляться с позиций неприятия предлагаемого ею осознания, что мир может быть лучше, чем он есть сейчас, или c позиций перехода от сугубо романтического представления о будущем к научно-рациональному. Соответственно, речь идет не о том, чтобы как-то «вознести» утопию, а в том, чтобы показать ее значение как формы политической мысли, которая в определенных условиях может быть уместной и серьезной.