философско–социологическая концепция, зародившаяся в конце 19 в., утверждающая первостепенное и исключительное значение социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды. Идеи социологизма развивались в работах Дюркгейма и его
последователей, Гумпловича, немецкого философа Шпана и др. Социологизм сочетает в себе два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологический аспект состоит в утверждении автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности и в трактовке общества как вне – и надындивидуальной реальности. Методологический аспект социологизма заключается в признании социологии самостоятельной наукой со своим собственным арсеналом методологических средств, независимой от других наук. В процессе становления социологии как самостоятельной научной дисциплины социологизм служил средством самоутверждения новой науки, ее эмансипации от биологического и психологического редукционизма в интерпретации социальных явлений этим, а также полемикой с биологическим и психологическим направлениями в социологии объясняется экстремизм ряда положений раннего социологизма. Важно различать соседствующие в социологизме плодотворную идею специфики социальной реальности, форм и методов ее познания, с одной стороны, и неоправданный экспансионизм –с другой, отрицающий необходимость взаимодействия и интеграции социологии и др. наук.
Социологизм Дюркгейма
Замечание 1
Универсальной категорией Дюркгеймовской научной системы, в... отражаются в концентрированной форме основные принципы его социологической теории и методологии, выступает «социологизм... Для интерпретации «социологизма» Эмиля Дюркгейма в этой категории необходимо различать две стороны:... первой из выделенных нами сторон можно выделить несколько ключевых теоретических идей, составляющих суть социологизма
Цель статьи попытка переформулировать и критически переосмыслить эпистемологические аргументы в пользу внутренней противоречивости исследовательской программы так называемого социологизма, а также сформулировать альтернативную позицию. Представлению о замещении знания социальными формами в ходе социологистского объяснения автор противопоставляет критику метапозиции, из которой возможно данное утверждение. Также автор настаивает на значимости различия между симметричными и ассиметричными типами социологистского объяснения как аргумента в пользу его внутренней непротиворечивости.
Определение 2
Вульгарный социологизм – это обозначение прямолинейного упрощенного истолкования форм... Вульгарный социологизм
Со второй половины 1920-х годов в России большую значимость приобрел тезис о так... Социологизм в работах В. М. Фриче, А. В. Луначарского, П. С.... Но именно концепции «вульгарного социологизма» стал основой деятельности многих творческих объединений... Последователи вульгарного социологизма считали перечисленные параметры определяющими для всего творчества
В статье рассматривается история концепта вульгарного социологизма и роль Михаила Александровича Лифшица в ней. В 1920-е годы в отечественных науках об обществе и человеке начал формироваться новый подход, который предполагает рассматривать все идеи с точки зрения классовой психоидеологии. Он проявляется в истории философского и научного знания, но в самой значительной мере в литературоведении (В. М. Фриче, В. Ф. Переверзев). Любое художественное произведение, как следствие, превращается в зашифрованное послание, за которым скрывается интерес определенного класса или группы. Критик должен разгадать этот шифр, определить их социологический эквивалент. В дискуссиях против вульгарной социологии Лифшиц и его единомышленники настаивали на ограниченности вульгарно-социологического подхода и квалифицировали его как буржуазное извращение марксизма. Принцип критики вульгарной социологии они видели в известном высказывании К. Маркса об эстетической ценности древнегреческого эпоса в наши дни. ...
термин, введённый М. Вебером для обозначения теоретически сконструированной социальной реальности, которая выражает общие
ценностные установки своего времени и является рационально правильной. И.Т. – это не то, что есть в действительности, а своеобразный «эталон» вообра жаемого явления или действия, как если бы оно имело место в идеальных усло виях для своего времени. Вебер и его последователи использовали И.Т. как своеобразный метод познания общества: с помощью этой теоретической конст рукции можно судить о степени расхождения идеала и реальности.
член сообщества, населяющего какой-л. географический регион и свя занного с этим регионом прочными историко-генетическими, соци альными, экономическими, культурными отношениями; то же что и
представитель исконного (коренного, автохтонного) населения. Обыч но аборигенами называют исторически зафиксированных первых оби тателей региона (напр., австралийские аборигены; аборигены Амери ки – эскимосы и индейцы). В настоящее время употребляется редко,
так как имеет пренебрежительный оттенок (ср. «туземец»); заменяется
оценочно нейтральными «исконное» / «коренное» / «автохтонное на селение», «коренные жители».
анализ данных различных социологических исследований с целью решения собственных исследовательских задач, т.е. использование «чужих»
исследований в собственных научно-исследовательских целях.