документальное изложение целей, основных задач, методологических оснований и гипотез анализа тех или иных явлений (процессов) в конфликтном взаимодействии, с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез. П. и. к. является первым и одним из наиболее важных восьми этапов исследования конфликтов. В процессе разработки П. и. к. решается восемь главных проблем. 1. Обоснование и формулировка проблемы. 2. Определение объекта и предмета исследования. 3. Определение цели изучения. 4. Логический анализ основных понятий (операционализация понятий). 5. Выдвижение рабочих гипотез. 6. Определение задач исследования. 7. Составление стратегического плана исследования. 8. Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных. Первые шесть пунктов П. и. к. составляют ее методологическую часть, последние два – процедурную (В. А. Ядов). П. и. к. во многом определяет качество конфликтологического исследования. Время, затрачиваемое на разработку П. и. к., нередко сопоставимо со временем, расходуемым на проведение непосредственно исследования.
Именно тогда в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социальных конфликтов... Основные исследования проводились по проблемам международных отношений, конфликтов в семье и на производстве... этого момента у российских исследователей резко возрос интерес к данной сфере, повысилось количество исследований... Вместе с тем масштабные исследования по проблеме конфликтов в настоящее время российскими исследователями... Именно поэтому необходимо обозначить, что конфликтология в России – это пока некая программа, а не целостная
Հոդվածում, հենվելով չիեակաե պաշտոնական նյութերի և Պեետագոեի ու ԱՄՆ առաջատար վերլուծական կեետրոեեերի փորձագետների գնահատականների վրա, ընդհանրացված է Չինաստանի զիեված ուժերի վերափոխման գործընթացի, գլոբալացմաե և ԱՄՆ գլոբալ հակաահաբեկչական գործողություններ սկսելուց հետո աշխարհի ռազմաքաղաքական իրադրության փոփոխության պայմաններում Չինաստանի ժողովրդաազատագրա- կաե բաեակի (ՉԺԱԲ) նպատակների և խնդիրների մասիե նյութը: Հատուկ ուշադրություն է դարձված Չինաստանի զիեված ուժերի տեղեկացվածու- թյաե հարցերին և տեղեկատվական պատերազմի չիեակաե հայեցակարգին:
Культурологический анализ содержание программ образования на разных его ступенях для оценки наполнения... Исследования культурной среды для создания программ культурного развития как на региональном, так и на... конфликтов на почве межкультурной розни.... В этой области прикладные исследования культурологии помогают понять истоки и причины возникновения конфликтов... перспективы реализации программ культурного развития.
Профессор Петер Валленштеен занимает должность профессо-ра им. Дага Хаммаршельда в области исследований проблем мираи конфликтов в университете г. Упсала (Швеция), а также зани-мается исследовательской работой в области изучения проблеммира в Международном институте по изучению проблем мираим. Джоан Б. Крок в Университете Нотр-Дам (США). Он — директори основатель Упсальской программы данных о конфликтах (UCDP),в рамках которой с 1982 г. регистрируются имеющие место насиль-ственные конфликты и собирается информация о различных, всевозрастающих аспектах вооруженного насилия, в том числе о дина-мике и урегулировании конфликтов. Данные этой программы наи-более часто используются в качестве источников информациио вооруженных конфликтах в мире, и ее определение вооруженногоконфликта становится стандартом при изучении проблем кон-фликтов. Программа предоставляет свои данные в режиме онлайнпо адресу www.ucdp.uu.se.
(от лат. aggressiо – нападение, verbalis – устный) – форма агрессивного поведения, в ходе которого для отреагирования собственных отрицательных эмоций используются негативные высказывания и соответствующие интонации и др. невербальные компоненты речи – как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань).
разрушающее воздействие конфликта на социальную систему, включая психику личности. Д. ф. к., как правило, наиболее очевидны и поэтому чаще всего фиксируются в индивидуальном и массовом сознании. По отношению к оппонентам Д. ф. к. проявляются следующим образом: 1) большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) эскалирующие конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. Большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты; 3) конфликт обычно сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта; 4) конфликт – это деструкция межличностных отношений. Особенно ухудшаются отношения между оппонентами в ходе конфликта. В большинстве случаев после завершения конфликтов между госслужащими их отношения еще более ухудшаются. Это связано с тем, что часто один из оппонентов вынужден увольняться (Д. Л. Моисеев, 1997); 5) конфликт формирует негативный образ другого, который способствует закреплению негативной установки по отношению к нему. Отсюда – предвзятость, готовность действовать в ущерб ему; 6) конфликты могут негативно отражаться на эффективности деятельности оппонентов; 7) конфликт закрепляет в социальном опыте личности (группы) насильственные способы решения проблем. Победив с помощью насилия, человек воспроизводит этот опыт в др. ситуациях социального взаимодействия; 8) конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они способствуют формированию у человека неверия в торжество справедливости. Конфликт оказывает воздействие на микро– и макросоциальную среду. Влияние конфликта на социальную группу, где он происходит, зависит от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства: а) конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе; б) конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения, на социально-психологический климат группы. Исследования показывают, что в результате деструктивного завершения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 20–30 % случаев; в) частые конфликты ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, ведут к снижению групповой сплоченности; г) почти в каждом третьем конфликте ухудшается качество совместной деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15–16 % ситуаций. Это происходит в случаях, когда: конфликт не разрешился; своих целей добился оппонент, который был неправ; конфликт был длительным, а победа правого оппонента оказалась пирровой; в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.
(от лат. сaesar – титул императоров) – форма психоза. Это понятие использовалось Тацитом в его «Истории» по отношению к Калигуле и Нерону. Проявляется, прежде всего, в патологической жестокости. Возникновение обусловлено вседозволенностью и произволом нераздельной власти.