Композиционный материал стиропорбетон применяют для утепления палубы суперблока. Стиропорбетон состоит из портландцемента М-400, вспененных гранул полистирола, песка и спецдобавок. Стиропорбетон удерживается в подволоке палубы без дополнительного металлического листа за счет конфигурации ячеек палубы суперблоков и адгезии. Разрушения и увлажнение стиропорбетона возможны при спуске суперблока на воду, продвижению его по воде на север Тюменской области, вытаскиванию на берег и транспортировке до газоконденсатного месторождения (35-50 км). Испытания теплотехнических характеристик стиропорбетона показали его высокую надежность. Разработаны методики для испытания прочности сцепления стиропорбетона с палубой суперблока и изучения его характеристик на вибростойкость после испытания. Фрагмент палубы устанавливали в климатическую камеру “Илка”. На поверхности фрагмента палубы закрепляли датчики теплового потока и температуры. Полученные результаты показывают, что динамические нагрузки снижаю...
На материалах, собранных автором в Среднем Приобье, в Cургутском и Нижевартовском районах ХМАО-Югры начиная с 2002 г., рассмотрены этапы и механизмы изменения транспортной инфраструктуры, используемой восточными хантами в период с 1960-х годов до настоящего времени. На протяжении большей части XX в. общение коренных жителей Среднего Приобья между собой, взаимодействие с экономическими и административными центрами происходило посредством традиционного водного транспорта, упряжного оленеводства, а также пешим порядком. В 1960-х годах промышленное освоение Среднего Приобья привело к стремительным изменениям жизненного уклада восточных хантов. Появление новых городов и поселков, железных дорог, разветвленной сети инфраструктуры нефтяников трансформировало традиционную транспортную инфраструктуру коренных жителей региона. В 1990-х годах в процессе перехода восточных хантов от традиционной транспортной инфраструктуры к комплексной важную роль сыграл институт экономических соглашений между...