В данной работе литературно-эстетическое понимание метафоры как поэтического приема выразительности обоснованно заменяется на гносеологическое понимание метафоры как инструмента расширения семантических возможностей восприятия. Онтологическое измерение метафоры реконструируется в согласии с концепцией «лености» природы. Природа многократно воспроизводит в различных областях уже приобретенное ранее в некоторой области феноменального, тогда как появление человека распространило такое воспроизводство в область ноуменального. Многократность такого воспроизведения приобретенного свидетельствует о фрактальности бытия. Метафора превращает линейную эволюцию семантики в сложный нелинейный процесс путем топологических преобразований. Она оказывается наиболее продуктивна при катафатической операции «сложения». В отличии от апофатики, метафора не просто выводит на новый уровень познания, но структурирует все эти уровни в соответствии с фрактальной природой бытия. Таким образом, метафора являетс...
В статье приводится вариант структурирования понятийно-терминологического аппарата постановки задачи самоидентификации и дается характеристика соответствующих взглядов Л. Н. Толстого. Описываются семантические поля категорий «образ Мира» и «Я-образ». Последовательно уточняются категории «мир» и «человек», при помощи их анализа на уровне семантических полей и эквивалентов, на уровне антиномий, выявляют их конституэнты. Предлагается трактовать содержание категории «Я-образ» как единство следующих аспектов: «Я» есть гештальт ингредиентов внутреннего мира, «Я» есть паттерн экстериоризируемых форм его активности, «Я» есть инвариант интраспективно и экстраспективно фиксируемых параметров активности человека, я есть гомоморфное отображение универсума на локализованную в пространстве и времени биотическую структуру. Приводится характеристика ряда экзистенциалов человеческого способа существования: жизнь, смерть, здоровье, болезнь, радость, страх. Приводятся разграничения уровней познания, м...