показатели интеллектуального и личностного развития и воспитания ребенка (психологические и социальные новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа.
Научные статьи на тему «Норма социально-возрастная»
Предметом социологии детства являются специфические роли «ребенок» и «взрослый», социальныенормы и предписания... нормах и ценностях в рамках семьи или некоторых институтах образования (детский сад, школа, подготовительные... различными социальными институтами, а также законодательной системой, которая опирается на возрастные... нормы;
Отклонения детей разных возрастов (начиная с рождения и заканчивая достижением совершеннолетия... );
Символизация возрастных процессов.
Изучение социально-возрастных норм требует всестороннего анализа уже накопленного знания в области социальных норм. В психологии нормы рассматриваются как часть более общей проблемы конформности. Поэтому канонические теории конформности (теория социализации, теория социальной идентичности и теория рационального выбора) составляют методологическую основу для интеграции психологического знания о происхождении, механизмах действия, структуре социальных норм. Каждый из этих подходов дает возможность формулировать базовые исследовательские вопросы при изучении социально-возрастных норм.
Возрастныенормы поведения
Один из значимых вопросов для исследования и анализа специфических возрастных... особенностей девиаций представлен проблемой, касающейся критериев возрастных поведенческих норм.... Определение 2
Возрастнаянорма поведения — это поведенческая модель в виде системы предписаний, которых... В ходе оценивания возрастнойнормы производится анализ различных аспектов (стилей) деятельности, которым... Психологию зрелого человека можно характеризовать с помощью ценностной ориентацией на несколько социально
Обоснована необходимость интеграции социально-психологического и возрастного подходов к феномену возрастных норм. Предложено ввести понятие «социально-возрастные нормы», которые определяются как сконструированные в ходе социального взаимодействия и осознаваемые репрезентации установок, способов поведения, ценностей, присущих специфической возрастной группе, способствующие удовлетворению потребности в социальной и самоэффективности. Для его верификации проведено эмпирическое исследование. Результаты доказывают, что в сознании респондентов существуют социальные репрезентации о нормативном поведении людей определенного возраста. Их содержанием являются представления о значимых жизненных событиях, задачах и социальных действиях, достижениях и ценностях, а также психологических характеристиках, которым должен соответствовать типичный представитель определенной возрастной группы; они могут быть определены как комплексы социально-возрастных норм.
поиск обучающимся скрытой, требующей перестройки информации в ситуациях, несколько измененных по сравнению с рассматриваемыми в
учебном процессе, конкретизация обобщенных описаний деятельности, осмысление и поиск вариантов в выполнении учебных заданий.
задача, требующая от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач.