Прослеживаются важнейшие линии учения об уме одного из крупнейших византийских мыслителей - Григория Паламы. Выделены и проанализированы различные модусы функционирования ума: модус дискурсивного мышления, модус самосозерцания ума и модус упокоения ума. Выявлен платонический бэкграунд ноологии Паламы, каковой автор связывает со спецификой онтологической структуры, характерной для паламитского учения.
В статье обосновывается возможность новой отрасли философского знания – «ноология» – как учения о Духе, Разуме, Ноосфере. Исторические корни ноологии усматриваются в русской философской парадигме «цельного знания», где приходят к единству разум, чувства и вера, т.е. научные, эстетические и религиозные начала познания. Современной формой развития ноологии выступает конституирование «духовных наук» как интеграции философских, гуманитарных и естественнонаучных знаний.