В статье анализируются три культурных старта мышления (античный, нововременной и происходящий в настоящее время). Предваряет этот анализ история изучения мышления в Московском методологическом кружке, представители которого, поставив задачу построения теории мышления, так и не сумели ее решить. Оказалось, что мышление нельзя свести к деятельности и объяснить в семиотике. Рассматривается концепция мышления Аристотеля (первый старт мышления). Он завершает идущую от Парменида и Сократа традицию нормирования дискурсивных видов деятельности (рассуждений, доказательств, познания), приписывает способность мышления индивиду, вместе с Платоном порождает в мышлении новую реальность. Второй старт мышления относится к Новому времени, где встала задача овладения природой и сформировалась новоевропейская креативная личность. Мышление здесь наделяется характеристиками конструктивности, проектности, событийности, понимается как способ творения личностью новой природы и предметности, включено в конт...