Протообщество
период человеческого стада.
эту форму социального анализа часто отождествляют с Франкфуртской школой критической социологии ХХ в., хотя очевидно, что понятие критики является более старым и более широким. Понятие критики означает вынесение отрицательного суждения, особенно в от ношении художественных манер, литературы или продуктов культуры в целом. Критика текста развивалась в качестве орудия религиозного конфликта в период Реформации, когда критическая интерпретация Библии служила основой негативных, но объективных оценок традиционных церковных догм и практики. Позднее критика стала означать как обнаружение скрытых допущений и разоблачение их притязаний на авторитетность, так и простое выявление ошибок. Г.Гегель рассматривал историю человечества как прогресс человеческого самосознания, постоянно трансформирующего существующие социальные ограничения и выходящего за эти пределы. Таким образом, в рамках гегелевской философии критика представляла собой нечто большее, нежели всего лишь отрицательное суждение, она наделялась позитивной ролью обнаружения и разоблачения существующих форм убеждения с целью способствовать эмансипации людей в обществе. Гегелевская критика идеологических форм сознания была с энтузиазмом поддержана так называемыми левыми гегельянцами, которые предлагали применить «критическую критику» ко всем сферам человеческой деятельности, в особенности к религии и политике. Именно в этом контексте К. Маркс и Ф. Энгельс разрабатывают свой проект критики общества (Marx and Engels, 1845b), нацеленный на разоблачение религии и прочих форм буржуазного мышления. Согласно Марксу, сущность критики заключается не просто в отрицательном интеллектуальном суждении об идеологических системах мышления, а в практической и революционной деятельности. Следуя лозунгу «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его», Маркс стал развивать мысль о том, что философская критика должна стать орудием рабочего класса в его революционной борьбе против буржуазии (Marx, 1845). В этом случае критика соединяется с практикой (praxis). Несмотря на то, что марксистская идея практики отличается значительной сложностью, она означает помимо всего прочего то, что интеллектуальная критика может быть реализована в полной мере лишь посредством деятельности людей в обществе. Следующий шаг в развитии концепции отношения между валидным знанием о мире и революционной практикой был сделан Д.Лукачем (Lukacs, 1923). Лукач полагал, что истинное сознание является исключительным достоянием пролетариата как класса, действующего в своих реальных интересах даже тогда, когда эти интересы затуманены «ложным сознанием». Развитие критической теории представителями Франкфуртской школы было результатом их неудовлетворенности тем, что «критика» использовалась институционализированным марксизмом с целью легитимации политических решений коммунистической партии. Кроме того, они более глубоко понимали цен ность «критики» в ее гегельянской форме. Франкфуртцы полагали, что она должна быть самокритичной по своей природе. Вследствие этого Франкфуртская школа была открытой по отношению к любой философской традиции, направленной на человеческую эмансипацию посредством социальной критики. Представители критической теории Франкфуртской школы признавали, что, поскольку капитализм подвергся фундаментальным изменениям, оставаться целиком в рамках марксовой критики капитализма XIX в. невозможно. Поэтому главной мишенью критической теории стали утверждения о том, что инструментальная рациональность (в особенности в форме естественных наук) является единственной валидной формой подлинного знания. Критика рациональных основ науки и капитализма привела критическую теорию не только к переоценке наследия классической немецкой философии, но и к сближению с веберовским анализом капитализма как рационально организованной «железной клетки». Результатом была концепция общества, которая пыталась соединить веберовский взгляд на рационализацию с марксовой теорией капитализма, усваивая пессимизм первого и сочетая его с освободительным потенциалом последней. Главной фигурой современной критической теории является Хабермас. Как и других представителей этой теории, его интересует самоосвобождение (self-emancipation) от господства. Однако он в большей степени сосредоточивается на том, как изменился капитализм, отмечая возникновение крупных корпораций, растущую связь государства и капитализма и упадок публичной сферы.
На сегодняшний день самой высокой критической температурой считают температуру, равную 260 К....
Два этапа развития теории высокотемпературной сверхпроводимости
Исследование высокотемпературной сверхпроводимости...
температура $T_k=32 K$ и $La_2Sr_2CuO_4$, критическая температура которого равна $T_k=40 K$....
Из феноменологической теории сверхпроводимости Гинзбурга – Ландау и микроскопической теории Бардина –...
Эта теория схожа с результатами описания одномерных моделей взаимодействующих электронов.
Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно известны главным образом как основатели Франкфуртской школы, авторы критической теории общества, которая сегодня прагматизируется многими исследователями. Специфика формирования критического подхода обусловлена эпистемологией Канта, «сомнением» Декарта, скептицизмом Монтеня и пр. Взаимодействие индивидуального и трансцендентального субъекта дает новое понимание истории, которая воспринимается как катализатор социальных процессов. Кроме того, обращение Хоркхаймера и Адорно к кантовской теории субъекта и объекта и критике феномена свободы свидетельствует о том, что критическая теория имеет глубокие исторические корни.
История критической криминологии
Критическая криминология (радикальная криминология) появилась в 60-70...
отношение к существующей модели социального развития;
отрицание традиционных криминологических теорий...
В том же году вышла в свет их вторая научная работа – «Критическая Криминология»....
качестве методологической основы своих криминологических теорий....
свое отражение в современных естественных наук (теория катастроф, теория хаоса, синергетика, «странный
В статье дается критический анализ некоторых положений современной теории спроса, а именно взаимосвязи спроса и цены, понятий «объем продаж» и «объем спроса» и др.
период человеческого стада.
экономисты институционального направления полагают, что национальные рынки труда состоят из взаимосвязанных, но не конкурирующих между собой субрынков. Различные виды работы образуют сегменты, внутренне вполне однородные с точки зрения уровня квалификации, ответственности, автономии, интереса к работе, гарантированности, перспектив продвижения по службе и оплаты. Несмотря на то, что в пределах одного сегмента рынка труда потенциальные работники могут конкурировать друг с другом за получение работы, конкуренция между различными сегментами или между индивидами, перемещающимися от одного сегмента к другому, является незначительной. Эта модель заметно отличается от положений неоклассической экономической науки о конкурирующих рынках труда и целостной сфере распределения работ и работников. Экономисты институционального направления и социологи исходят из одних и тех же положений. Сегментация может рассматриваться как форма социального закрытия, допускающая к тем или иным видам работ лишь определенные категории людей. Согласно классическому определению данного термина, закрытие — это процесс, посредством которого одна группа не допускает другие к преимуществам, которыми она пользуется. Однако в случае с сегментацией рынка труда закрытие поддерживается как работодателями, так и теми работниками, которые находятся в явно выгодном положении. Сегментация иногда объясняется технологическими факторами, однако большинство исследователей в качестве решающего фактора сегментации считают в настоящее время характер социальных отношений, возникающих в процессе производства. Кроме того, сегментация связана с распространенными социальными нормами, определяющими, какие формы исключения могут быть допустимыми (например, нормами, согласно которым определенные виды работ являются «женскими»). На раннем этапе исследовательской работы в этой области использовалась дуалистическая модель первичного и вторичного сегментов рынка труда. Несмотря на то, что общепризнанным в настоящее время является существование не двух, а большего числа сегментов, деление на первичный и вторичный рынки труда по-прежнему имеет важное значение и может быть обнаружено в целом ряде экономических систем. Первичные рынки состоят из рабочих мест, отличающихся высокой зарплатой, возможностью карьеры (хотя и с низким «потолком» для работников физического труда), возможностью приобретения квалификации, стабильной и гарантированной занятостью. В качестве типичных для первичной сферы занятости часто называют внутренние рынки труда, когда фирмы привлекают к работе людей со стороны (с внешнего рынка труда) на довольно низкие позиции, а затем заполняют вакансии более высокого уровня посредством продвижения по службе уже имеющихся в их распоряжении служащих. Рабочие места вторичного рынка труда отличаются низкими зарплатами, незначительными возможностями для продвижения по службе или приобретения квалификации, а также нестабильной, негарантированной занятостью. В определенной степени деление рынков труда на первичный и вторичный соответствует делениям, существующим в двойной экономи ке: «центральные» фирмы обычно предлагают первичные виды работы, а периферийные — вторичные. Это совпадение не является полным, поскольку «центральные» фирмы могут предлагать и вторичные рабочие места. В Японии и Соединенных Штатах, где существует высокоразвитый двойной рынок труда, определенные группы работников обычно получают рабочие места на каком-либо одном рынке: для этнических меньшинств и женщин выше вероятность быть отобранными для выполнения вторичных видов работы, для белых мужчин, принадлежащих к этническому большинству, выше вероятность получения работы на первичном рынке труда. В настоящее время принято различать верхний и нижний сегменты первичного рынка труда в США. Нижний охватывает работников физического труда, а также умственного труда низшего уровня, то есть тех, кто не обладает квалификацией, позволяющей менять место работы, и, вследствие этого, зависит от своих работодателей. Верхний сегмент охватывает менеджеров, профессионалов и некоторых специалистов (craftsmen), обладающих универсальной квалификацией, то есть тех, кто не связан с каким-то одним работодателем и способен менять работу в поисках лучших условий кон тракта. П. Дерингер и М. Пиоре (Doeringer and Piore, 1971) видят основу такой двойственности главным образом в технологических факторах: они полагают, что развитая технология требует специфической для конкретной фирмы квалификации и стабильной рабочей силы, что, в свою очередь, заставляет фирмы предлагать обучение и удерживать работников с помощью высокой оплаты, возможности карьеры и других выгод. Поскольку технологические требования не являются одинаковыми для всех типов работ в пределах одной фирмы, компании часто имеют дело как с первичными, так и с вторичными рынками. Женщины и представители различных меньшинств стереотипно воспринимаются как недостаточно надежные и недостаточно стабильные работники, вследствие чего они могут подвергаться дискриминации и лишаться доступа к лучшим рабочим местам. Частота изменений места работы и прогулов в этих группах в среднем выше, чем в других, что подкрепляет стереотипы работодателей. Однако может быть и так, что очевидно недостаточная привязанность к работе является следствием не личных особенностей тех или иных служащих, а предложения худших работ на вторичном рынке труда. Кроме того, включенность женщин в состав рабочей силы в настоящее время меняется — теперь женщины работают в течение более длительного периода своей жизни и, когда выходят на работу, меняют ее место, пожалуй, ничуть не чаще, чем мужчины. Когда фирмы несут дополнительные расходы по созданию привилегированной страты, возникает необходимость в олигополистических рынках продукции. М. Райх, Д. Гордон и Р. Эдвардс (Reich et al., 1973) исследовали сегментацию как менеджерскую стратегию, следующую принципу «разделяй и властвуй». Поскольку продуктами «монополистического» капитализма в ХХ в. были крупные предприятия, стандартизированные методы производства и деквалификация носителей ремесленного мастерства, рабочий класс становился все более однородным и потенциально более способным к коллективной организации, направленной против капитала. В ответ на это менеджмент создал искусственные деления и откупился от крупного сегмента рабочего класса с целью предотвращения организованной классовой борьбы. Следует отметить, что ни одно из исследований сег ментации рынка труда не уделяет достаточного внимания организациям работников. Между тем опыт американского и некоторых других обществ свидетельствует о том, что профессиональные союзы и ассоциации содействуют развитию и поддержанию сегментации, обеспечивая ведение компаниями такой кадровой политики, которая выгодна их членам, и защищая своих членов от конкуренции с теми, кто поступает на внутренний рынок труда с внешнего. Социологи касаются сегментации рынка труда при анализе внутренней стратификации рабочего класса, позиции женщин и этнических меньшинств в сфере занятости, а также трудовых и индустриальных отношений. Рыночная сегментация является универсальной. Однако наличие некоторых черт первичных рынков, описываемых американскими экономистами, а именно внутренних рынков труда, возможностей карьеры и приобретения квалификации, может быть менее очевидным за пределами США и Японии. В случае с США неясно также, пережили ли эти черты длительный процесс структурных преобразований, ини циированный крупными корпорациями в конце 1980-х гг. Работа в первичном секторе стала гораздо менее гарантированной после того, как ряд компаний принял решение об уменьшении своих размеров, то есть существенном сокращении числа служащих. Представляется, что в настоящее время существует меньше возможностей для продвижения по службе, поскольку сократилось и число уровней в организациях. Незатронутыми остались, впрочем, возможности приобретения квалификации. Следует отметить, что модели сегментации отличаются от трудового процесса подхода, настаивающего на факте однородности труда.
феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.
Возможность создать свои термины в разработке
Еще чуть-чуть и ты сможешь писать определения на платформе Автор24. Укажи почту и мы пришлем уведомление с обновлением ☺️
Включи камеру на своем телефоне и наведи на Qr-код.
Кампус Хаб бот откроется на устройстве